Цели:
- познакомить с письменными приемами умножения на числа, оканчивающиеся нулями;
- формировать вычислительные навыки, умение решать задачи;
- развивать память, логическое мышление, наблюдательность;
- воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к предмету.
Оборудование:
- учебник «Математика» М.И.Моро 4 класс;
- тетради;
- карточки с заданиями;
- доска.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент У.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы правильно считать!
2. Целеполагание
У. Каким бы вы хотели видеть
сегодняшний урок?
Д. Интересным, трудным, поучительным.
У. Что для этого вы можете сделать?
Д. Дружно работать, слушать внимательно
учителя и своих товарищей, правильно считать, не
бояться трудностей.
У. Улыбнитесь друг другу, пожелайте друг
другу удачи, я думаю, что у вас все получится.
3. Устный счет. Актуализация знаний
У. Как вы правильно считаете, покажет следующее задание. Рассмотрите выражения на доске, уберите лишнее и объясните почему.
200 * 4
257 * 10
96 : 13
340 * 2
111 * 8
Д. Лишнее 96 : 13, потому, что… (оба
компонента – двузначные числа, действие –
деление)
У. Оставшиеся выражения сосчитайте и
прикрепите карточки с ответами:
200 * 4 800 А (с другой стороны каточек буквы)
257 * 10 2570 К
340 * 2 680 Б
111 * 8 888 Н
У. Для чего выполняли это задание?
Д. Чтобы вспомнить прием умножения
трехзначных чисел на однозначное число.
У. Сегодня этот прием вам пригодится.
У. Я переверну карточки с ответами.
Какое слово можно составить из этих букв?
Д. БАНК.
У. Что такое БАНК? (Это учреждение,
где…)
Д. В банке хранят деньги, в банке берут
кредиты…
У. А в нашем городе есть банки? Какие
банки Вологды вы знаете?
Д. Сбербанк, Севергазбанк, Вологжанин, …
У. Нужно сказать, что в Вологде первым в
России был учрежден городской банк в 1788 году.
А в этом здании в начале ХХ века на Соборной
площади (ныне это Кремлевская площадь, 1)
располагалось отделение Государственного банка.
Слово «банк» происходит от итальянского слова
banko, означающего «стол». Эти столы
устанавливались на площадях, где проходила
оживленная торговля товарами с помощью
разнообразных монет, которые чеканились как
государствами, так и городами и даже отдельными
лицами.
Исторические документы доказывают, что банки
существовали уже около 4000 лет назад. Главной
заботой банков первоначально было хранение
денег и ценностей. Потом банки стали давать
взаймы деньги гражданам за определенную плату.
Так появились кредиты.
Наши герои, которые сопровождают нас на уроках
математики, клоун Кеша и Профессор Наумыч решили
взять кредит и отправились в банк.
Но поскольку банк не настоящий, то и деньги там
необычные, а достоинством 10, 20, 30, 40, 50, … рублей.
4. Подготовка к новой теме
(Задача записана на доске)
Кеше выдали 486 купюры достоинством 10 рублей, а Наумычу 243 купюры достоинством 20 рублей. Они поспорили, кто денег получил больше?
У. Сможете ли вы им помочь разобраться?
У.Сколько денег получил Кеша?
Д. 4860 рублей.
У. Как сосчитали?
Д. 486 * 10 = 4860
У. Что достаточно для того, чтобы
умножить число на 10?
Д. Приписать справа к числу нуль.
У. Это правило вам сегодня тоже
пригодится. А как узнать, сколько денег выдали
Профессору?
Д. 243 * 20.
У. Сможете ему сейчас помочь?
Д. Нет, такие примеры мы не умеем
считать.
5. Постановка проблемы
У. Значит, какую цель нужно перед собой
поставить?
Д. Научиться решать новые примеры,
научиться умножать трехзначное число на круглое
число вида 243 * 20.
У. Что для этого нужно делать?
(Задачи заранее написаны на доске и прикрыты)
– Сформулировать новое правило вычисления
примеров вида 243 * 20;
– Научиться вычислять выражения вида 243 * 20;
– Применять знания при решении задач.
6. Физминутка
У. Предположите, как бы вы стали
умножать 243 * 20?
Д. 243 + 243 + 243 + 243 +…+ 243 (20 слагаемых);
Д. Прикрыть ноль в числе 20, умножить 243 на
2, а потом приписать ноль.
У. Значит, число 20 заменили
произведением каких чисел? (2 * 10).
(Подробная запись выполняется на доске):
243 * 20 = 243 * (2 * 10) = 486 * 10 = 4860
У. Стоило ли нашим героям спорить: кто больше получил денег?
7. Новая тема
У. Итак, вы смогли сами найти новый
способ вычисления таких выражений, открыли новый
прием.
У. Кто решит похожий пример у доски?
308 * 40 = 308 * (4 * 10) = 1232 * 10 = 12320
У. Посмотрите, какая длинная запись у
нас получилась. Откройте учебники на стр.9 и
рассмотрите: как Наумыч учил Кешу считать.
Сравните с нашим решением, что вы видите?
У. Оказывается, такие примеры можно
решать столбиком.
У. Следующее задание вы будете делать в
паре с соседом по парте. Рассмотрите запись
решения примеров столбиком. Обратите внимание,
как записан второй множитель (что интересного
заметили в записи примера?), попробуйте объяснить
друг другу 1 пример – 1 вариант, 2 пример – 2
вариант.
(Проверка)
У. Чтобы правильно решать такие примеры,
нужно знать алгоритм решения. Давайте его
составим. Для этого карточки необходимо
разложить в нужном порядке.
Карточки – помощники лежат в конверте: (на парте)
Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне |
Умножаю многозначное число на число, не обращая внимание на нули |
К полученному результату приписываю нули |
Читаю ответ |
Проверка: (1 пара зачитывает) на доске появляется алгоритм.
8. Закрепление приема умножения при решении примеров и задач
У. Понятен ли вам этот вычислительный
прием? Как проверить, что вы его усвоили?
Д. Решать примеры.
У. А чтобы решать без ошибок, что вы
должны соблюдать?
Д. Алгоритм решения.
У. № 41 (1 вариант – 1 строка примеров; 2
вариант – 2 строка примеров).
У. Спрогнозируем предполагаемый
результат: слева на полях верхний кружок
закрасьте зеленым цветом, если вы уверены в своих
силах; Желтым цветом – если вы сомневаетесь,
красным цветом – если вам нужна помощь. Кому
нужна помощь, обращайтесь к памятке. (Критерий
оценки – правильность счета, безошибочность). А
теперь приступим, вам 5 минут на решение.
Взаимопроверка по готовым ответам с доски.
У. Если у вас нет ошибок, закрасьте
нижний круг зеленым цветом, если есть ошибки –
желтым.
У. Совпал ли ваш прогноз с результатом?
Д.
– Мой прогноз совпал с результатом, был уверен в
себе и правильно выполнил.
– Мой прогноз не совпал с ответом, я был уверен,
что справлюсь, но допустил ошибку, т.к. …
– Мне нужно еще потренироваться.
У. Сегодня у нас первый урок по этой
теме, и мы будем продолжать тренироваться
выполнять умножение на числа, оканчивающимися
нулями.
У. А сейчас я предлагаю вам решить
задачу №42 самостоятельно, применяя изученный
прием умножения.
Проверка (ученик читает решение задачи с места).
9. Решение задач на логическое мышление.
У. А вы знаете, что в нашем классе есть родители, которые работают в банке, А чья мама и в каком банке работает, вы узнаете, выполнив задание по выбору: рассмотрите задание на листочке красного или синего цвета. Выберите одно из двух и выполните его
Задание №1 (на красных листочках) Реши логическую задачу: соедини слова из левого и правого столбика. У Олега мама не врач и не работает в банке. Мама Егора БАНК Мама Даши ШКОЛА Мама Олега БОЛЬНИЦА |
Задание №2 (на синих листочках) Вычеркните в строке буквы Т, С, Р и прочитай название банка: ТРВСРОРСЛТСОТСРГСЖРТЛСТНРИТСН |
Проверка.
10. Рефлексия
У. Вернемся к задачам, которые мы
поставили перед собой. Справились ли мы? Чему
научились?
Д. Познакомились с новым приемом
умножения, научились решать примеры на умножение
многозначные чисел на числа, оканчивающиеся
нулями.
У. Получился ли урок таким как мы его
задумали? (Что показалось трудным? Что бы вам
хотели изменить в уроке?)
У. Для чего изучали эту тему?
11. Д.З: Стр.9, № 43.
У. Спасибо за работу.
Источники:
- ru.wikipedia.org/wiki/Банк
- www.banki-delo.ru/2011/01/история-и...