Цели и задачи:
- развивать умение правильно употреблять имена прилагательные в речи, обобщить знания о прилагательном;
- формировать интерес к изучению родного языка;
- воспитывать любовь к живой природе.
Тип урока: закрепление.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Лес)
Слайд 1.
– Почему лес весной веселит?
– Почему летом холодит?
– Почему осенью питает?
– Почему зимой согревает?
– Вспомните, какие слова называются
родственными?
– Прочитайте слова, которые написаны на доске.
Слайд 2.
– Почему гласная «е» выделена?
– Запишите слова в тетрадь, выделите корень,
подчеркните безударную гласную.
– Какое слово лишнее? Почему? (Прилагательное
– «лесной»)
– Сегодня на уроке мы поговорим об имени
прилагательном. А помогут нам в этом лесные
обитатели.
2. Работа по теме урока
– Прочитайте текст.
Слайд 3.
– Можно ли догадаться о ком идет речь? (Трудно)
– Чтобы понять о ком идет речь в тексте нам нужно
его дополнить и уточнить.
– Слова, какой части речи служат для описания и
уточнения?
– На какие вопросы отвечают им. прилагательные?
Что обозначают?
Слайд 4.
– Давайте вставим в предложения подходящие по
смыслу прилагательные.
– Теперь догадались, о ком идет речь?
Слайд 5.
– И так, что же обозначают слова, благодаря
которым вы быстро догадались, о каком животном
говорится в тексте? (Признак)
– На какие вопросы отвечают слова-признаки?
– Какой частью речи они являются?
– Для чего служат прилагательные?
– С какой частью речи связаны прилагательные?
– Назовите устно словосочетания сущ. + прилаг.
Слайд 6.
– А теперь давайте выпишем из текста первое предложение.
Под кустом притаился маленький, серый зверек.
– Назовите орфограммы, которые мы уже знаем.
– Выделите основу предложения.
– Чем в предложении является прилагательное?
3. Физкультминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
4. Продолжение работы по теме урока
– Давайте вспомним, как изменяются им
прилагательные.
– От чего зависит род и число прилагательных?
– Поиграем в игру «Угадай зверя». Я называю прилагательные, а вы должны догадаться о каком животном идет речь.
Слайд 7
– Мохнатый, косолапый, бурый.
– Какое прилагательное более точно указало о
ком идет речь?
– Записать словосочетание, указать главное
слово, поставить вопрос, определить род.
Медведь (какой?) косолапый.
Слайд 8
– Хитрая, осторожная, рыжая.
Лиса (какая?) хитрая
Слайд 9
– Маленький, юркий, колючий.
Ежик (какой?) колючий
Слайд 10
– Рогатый, гордый, длинноногий.
Олень (какой?) рогатый.
Слайд 11
– Голодный, серый, злой.
Волк (какой?) злой.
Слайд 12
– Рыжая, маленькая, шустрая.
Белка (какая?) рыжая.
– В каком числе стоят существительные и
прилагательные?
– Прочитайте словосочетания, изменив число.
5. Продолжение работы
– Что такое фразеологизмы? Вспомните, какие
фразеологизмы мы уже знаем.
– Сегодня мы познакомимся с новыми
фразеологизмами. А помогут нам лесные птицы.
Слайд 13.
– Так говорят о человеке, который плохо слышит. Тетерев чуткая птица, но во время пения закрывает глаза и ничего не видит и не слышит вокруг.
Слайд 14.
Охотники пробовали на них новое оружие. Но воробей маленький, пугливый и подвижный. Он – Это очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть. Воробей маленькая, очень подвижная птица, давно живущая около людей в городах и селах. Раньше ради забавы по воробьям из рогаток стреляли мальчишки, а был сложной мишенью.
Слайд 15.
– Так говорят о человеке, который резко отличается от других, не такой как все. В природе очень редко встречаются животные белого цвета, они называются альбиносами («альбус» – белый ). Альбиносы бывают и среди ворон, но это очень большая редкость.
– Запишите любой фразеологизм.
6.
– А теперь новое задание. Прочитайте словосочетания.
- Неуклюжий как крот.
- Неповоротливый как собака.
- Трусливый как медведь.
- Злой как слон.
- Хитрый как жираф.
– Правильно ли к прилагательным подобрали существительные? Верните определения своим «владельцам»
- Неуклюжий как медведь.
- Неповоротливый как слон.
- Трусливый как заяц.
- Злой как волк.
- Хитрый как лиса.
7. Закрепление изученного. Итог урока
– Итак, сегодня на уроке, мы с вами говорили о
какой части речи?
– Что же может рассказать имя прилагательное о
себе?
Слайд 17.
8. Разбор домашнего задания
Упражнение № 278 стр. 35. (Рамзаева Т.Г. Русский язык 2 класс.)