Тип урока: урок изучения нового материала
Цели:
Обучающие:
- познакомить учащихся с правописанием букв “ы-и” после “ц”;
- научить правильно обозначать орфограмму в различных частях слова;
- расширить лексический запас учащихся.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
- развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.
Воспитывающие:
- поддержать интерес к урокам русского языка;
- воспитывать чувство коллективизма при групповой работе.
Оборудование:
- “Русский язык. 3 класс. 1 часть” С.В. Иванов и другие, Москва, “Вентана – Граф”, 2009 г.
- Рабочая тетрадь “Пишем грамотно. 3 класс. 1 часть” С.В. Иванов и другие, Москва, “Вентана – Граф”, 2009 г.
- Карточки планирования УД
- Карточки со словами индивидуальные
- Схемы по алгоритму.
- Тест, ключ к тесту.
- Необходимое аппаратное и программное обеспечение (компьютер, проектор, доска, презентация для изложения нового материала).
Этап урока. | Деятельность учителя. | Формы, приемы, методы. | Деятельность учащихся. | |||
I. Организационный момент. | Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня
необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте
гостей. Не стесняйтесь, отвечайте. Я желаю вам успехов в изучении нового
материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха. Мы сюда пришли учиться, Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение. Желтый – “мне хорошо”. |
Фронтальная работа. | Приветствие учителя и гостей.
Хором проговаривают слова.
Показывают цветовую карточку настроения. |
|||
II. Изучение нового материала. Постановка учебной проблемы: |
– На доске записаны пары слов, прочитайте их. цирк
– цырк – Почему слова записаны парами? |
Проблемная ситуация.
Побуждающий диалог.
Фронтальная работа. |
Дети читают про себя.
– Можно предположить, что какие-то слова записаны правильно, а
какие-то нет. |
|||
Планирование УД. | – Давайте составим план изучения новой темы. – Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки? |
Фронтальная работа.
|
Желающий пытается выставить план действий. | |||
Работа с грамматическим материалом.
|
– Перед вами на доске записано 3 столбика слов:
– Прочитайте слова первого столбика – Что заметили? Найдите нужную схему. – Прочитайте слова второго столбика
– Что заметили?
– Прочитайте слова третьего столбика. – Звук [ы] какой буквой обозначается? |
Наблюдение.
Частично-поисковый.
Опорный сигнал.
Частично-поисковый.
Опорный сигнал. Частично-поисковый. |
Читают слова.
– В корне слова. (Обозначает один человек на доске, остальные на своих карточках) – В корне после ц пишется буква и. (Прикрепляет схему ци.) – В окончании слова. (Обозначает один человек на доске, остальные на своих карточках.) – В окончании после ц пишется буква ы. (Прикрепляет схему цы.) – Все слова оканчиваются на ция. |
|||
Выведение правила. | – Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод , в каком случае пишется после ц – ы, а в каком – и? | Работа в парах. | (Пытаются сформулировать правило.) Ответы. |
|||
Работа с правилом.
Работа со словарем. |
– Давайте в учебнике на с. 102 прочтем правило,
правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего? – Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения. – Чтобы легче запомнить слова исключения, предлагаю вам такую чистоговорку: Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул “цыц”! – Значение, каких слов непонятно? Ц ы́кать (разг.) – прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы). |
Работа с учебником. Частично-поисковый. Наблюдение. Фронтальная работа. Работа с источником информации. |
Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного
материала.
Проговаривают вслух. – Что значит цыц? Цыкнул?
|
|||
Составление алгоритма. | – Итак, определим по шагам, какие операция мы проводим? | Фронтальная работа. | 1. слышу [цы]; 2. разбираю слово по составу; 3. если слог в корне и слово не исключение , пишу ЦИ, если исключение – пиши ЦЫ; 4. если буква после ц – окончание – пишу Ы; 5. если слово на ЦИЯ – пишу И. |
|||
Физкульт- минутка |
– А сейчас мы с вами отдохнем.
Мы ребята – молодцы! |
Коллективно. | Выполняют упражнения по стихотворению. | |||
Актуализация знаний. | _ Кто в цирке был? Кому нравится цирк? 1) Диктант в стихах. Цыпленок в цирке выступал, 2) Проверить себя каждый может, выполнив маленький тест 3) Работа в рабочих тетрадях: № 3 (самостоятельно) |
Фронтальная работа. Выборочный диктант. Практическая работа.
Индивидуальная работа. Оценивание |
Записывают в тетрадях и объясняют, проверяют.
Выполняют, проверяют, оценивают себя. Выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга. |
|||
Итог урока. | Всю ли работу мы выполнили? Достигли ли мы поставленной цели? Что нового узнали? Кому было легко? Трудно? Где нам пригодятся эти знания? |
Фронтальная работа. | Отвечают на вопросы. | |||
Экран настроения. | Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас
настроение. Желтый – “мне хорошо”. Красный – “мне тревожно”. Синий – “мне грустно”. |
Показывают карточку настроения. | ||||
Домашнее задание. | Р. Т. № 1и № 3 (всем). № 2 (кто хочет преодолеть трудность). – Так как у нас было мало времени узнать, что за народ цыгане , то задание еще сложнее для тех, кто желает найти сообщение по данной теме и рассказать на уроке окружающего мира. |
Записывают задание. | ||||
Спасибо за урок! |