Введение в краеведение. История Шарангского района

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Пояснительная записка.

В воспитании граждан страны велико значение исторического краеведения, которое позволяет заботливо взращивать чувство Родины, прививать духовную оседлость, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Предлагаемая нами программа факультативного курса “Введение в краеведение” является основой изучения прошлого малой Родины – сёл и деревень Шарангского района Нижегородской области, программа рассчитана на учащихся 5 класса, по 1 часу в неделю, 35 часов в год.

Актуальность предлагаемого курса чрезвычайно велика.

Во-первых, реализуются принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования– воспитание гражданственности и любви к Родине, формирование мировоззренческой ,нравственной ,экономической, социальной ,экологической культуры.

Во-вторых, предложенная программа даёт возможность совместить обучение, приобретение знаний с развитием навыков участия в охране памятников истории и культуры, экологической работе в родной местности.

В-третьих, предоставляется возможность обратиться к “устной истории”, источниками которой для учащихся становятся родные и близкие им люди, односельчане, т.е. осуществляется исследовательская деятельность с учётом возраста учащихся, овладение ими методами исторического познания.

В-четвёртых, в рамках локального курса краеведения удаётся совместить понятия “россиянин”, “гражданин Российского государства” с чувством малой Родины, края, где человек родился, со знанием местных обычаев и обрядов. Каждый местный этнос рассматривается как субъект исторического процесса. Ученики выясняют, как в ходе исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к одному народу и вместе с тем принадлежность к определённому землячеству, нередко многонациональному.

В-пятых, содержательным стержнем предлагаемого курса станут темы единства интересов личности. Общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Надо знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами.

Новизна и специфика представляемой программы курса состоят в следующем:

– учащиеся 5 класса получают возможность соприкоснуться с историей Отечества через знание истории малой родины благодаря исследовательской работе с доступными материалами по истории края;
– ученики могут глубже уяснить такие положения как : история – это история людей; каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека– в истории т традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны; в таких ценностях личности как трудолюбие, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям;
– в условиях быстро нарастающего разнообразия экономического развития отдельных регионов и областей, яркого выявления их культурных , национальных и исторических особенностей занятия курса дают возможность местному населению, в частности, молодому поколению знать свой край, его историю и культурные традиции, природу, хозяйство, экологическую ситуацию, планы социально-экономического и культурного возрождения и развития;
– прослеживается тесная связь с основным курсом Отечественной истории ,опора на него, что способствует расширению общеисторических знаний учащихся, пониманию ими диалектической связи местного, частного с общим, целым.

Предметом локального краеведения являются исторические и общественные процессы в местном крае:

– жизнь людей в её развитии и результатах в границах определённой территории (родная деревня, село, район);
– учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве (техника и технология производства, развитие культуры, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае);
– школьники получают возможность приобщиться к одному из ценных слоёв исторического и культурного наследия народов – религиозным верованиям местного населения, обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры.

Цель курса:

  • воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее;
  • формирование у школьников активной жизненной позиции, уважения к другим народам;
  • создание условий для адаптации подрастающего поколения в обществе;
  • посильное овладение методами исторического познания, выработке умения работать с различными источниками при дальнейшем изучении истории Отечества.

Методические приёмы.

Вводная беседа, урок-игра, работа с текстом альманаха “ Наш край” по плану, комментированное чтение, практическая работа (составление родословной, запись воспоминаний старожилов или очевидцев событий), работа с картой района и области, экскурсия в районный краеведческий музей, к памятникам истории и культуры и др. (Приложение 3. Приложения 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8.)

Содержание изучаемого курса “Введение в краеведение”.

Раздел 1.

История и краеведение. Исторические источники. Свидетельства очевидцев. Предметы быта. Орудия труда. Генеалогия. Родословное дерево. Понятие о предках и потомках. Родословная семьи Фаворских. “Малая родина” – малое в большом. Место края в истории Отечества. Природные богатства края.

Раздел 2.

Угро-финнская этническая ветвь – коренное население края. Археологические подтверждения о заселении края в первые века от Р.Х. Отношения с Волжской Булгарией и Казанским ханством. Монголо-татарское нашествие и широкий размах русской колонизации в таёжные дебри Вятского края. Крестьяне-смерды и натуральный характер хозяйства. Начало обложения тяглом, развитие феодальных отношений. Вятская земля – аграрный край.

Раздел 3.

Участие в борьбе России с Казанским ханством. События Смутного времени и жизнь края. Развитие ремёсел, промыслов, появление товарного производства. Городские и крестьянские восстания. Вятская провинция, перевод из Сибирской губернии в Казанскую. Христианизация марийских крестьян. 1796 год – Вятская губерния. Активное заселение окрестностей Шаранги.

Раздел 4.

Реформы Александра 2 и их последствия для развития края – земства, освобождение крестьян, воинская повинность. Активная торговля с соседними губерниями. Местная промышленность.

Раздел 5.

Установление Советской власти. Борьба мятежников и красноармейских отрядов. Образование Шарангского района. Первые колхозы, промартели. Участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Стахановские звенья. Раскулачивание. Трагические события 1937 года. Судьба комдива П.В. Торощина.

Раздел 6.

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Единство фронта и тыла. Земляки – Герои Советского Союза. Шли в деревни похоронки. Учителя-фронтовики. Участие жителей края во всех сражениях войны.

Раздел 7.

Восстановление хозяйства. Награды передовиков производства. Перевод района в состав Горьковской – ныне Нижегородской области. Бесперспективные деревни. Социально – экономическое развитие края в 60–90е годы . Наши земляки сражались в Афганистане и Чечне. Из истории церквей на территории района. Экологическое воспитание через обращение к традициям народов края. Перспективы района. Главное богатство края – его жители.

Тематическое поурочное планирование факультатива представлено в Приложении 1.

Требования к уровню овладения обязательным минимумом знаний, умений, навыков учащихся 5 класса после изучения курса.

Ученики должны:

Знать – основные термины, личности, даты в истории края

Уметь-работать с картой, составлять рассказ по плану, определять хронологические рамки поколения, составить родословную, записать беседу с представителями старшего поколения, сравнивать предметы быта, труда, определять последовательность событий, выполнить творческое задание из рабочей тетради, приводить собственные примеры. Т.е. пояснить изучаемое явление на фактах из семейной истории.

Для работы факультатива составлена рабочая тетрадь, которая значительно облегчает работу учителя и ученика , экономит время , т.к. задания не требуют больших по объёму ответов ученика, даёт возможность осуществлять самоконтроль и оперативный контроль за работой учащихся.

Характеристика предлагаемых заданий в рабочей тетради:

– карты-схемы области и района – возможность для учащихся отметить границы, населённые пункты, реки, другие достопримечательности, знакомство с которыми происходит на занятиях факультатива, во время экскурсий;
– аргументирование своего письменного ответа, возможность проиллюстрировать его, тем самым ученик получает навыки написания эссе, реферата, необходимые для работы по истории в следующих классах;
– работа с топонимическим словарём– знакомство с происхождением названия родной деревни, реки;
– задания типа: Дополните предложение, Заполни пропуски, Оживи фотографию позволяют учащимся посильно, с учётом возраста, овладеть методами исторического познания, работать с различными источниками по истории края.
– краеведческие задачи побуждают детей приобщиться к выработке умения изучать и оценивать события прошлого и современности, давать им нравственную оценку;
– важное место отводится самостоятельной работе учеников– написание мини-сочинений, сообщений со слов старожилов и родственников, сбор экспонатов для школьного музея, изучение семейных реликвий– это помогает учащимся осознать то, что сами они продолжатели традиций своей семьи, земляков, своего народа, несут моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. (Приложение 2.)
– для выполнения заданий о природе края учащиеся обращаются к географическому атласу Нижегородской области;
– задания по истории экологических традиций марийского народа заставляют ребят обратиться к дополнительной литературе , к устной истории – рассказам бабушек, хранящих целый пласт культуры марийского народа – основателя края;
– при работе с заданиями тетради учащиеся на конкретных примерах узнают историю и традиции коренной и некоренной национальностей, закрепляют вопросы о расселении их в данной местности, особенности их быта и культуры, обогащение культурных , духовных традиций местных народов;
– ряд вопросов посвящён истории конфессий в крае – дети обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры.

Рабочая тетрадь – плодоносное поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьников, овладения ими начала творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего, будущего. Большое значение имеют такие формы занятий как музееведение, экскурсии, краеведческие чтения, викторины, олимпиады, работа в средствах массовой информации.

Список литературы.

  1. Районный краеведческий альманах “ У чистых рек, среди лесов зелёных”.
  2. Д.В.Кацюба. Внеклассная работа по истории. М, Просвещение,1975 г.
  3. Н.С.Борисов. Методика историко-краеведческой работы. М., Просвещение,1982 г.
  4. В.В.Титов. Туристско-краеведческий кружок в школе. М., Просвещение,1998 г.
  5. А.В.Даринский. Краеведение. М, Просвещение,1988 г.
  6. И.З.Озёрский. Начинающему учителю истории. М, Просвещение,1989 г.
  7. А.Е.Сейненский. Родной край (в помощь педагогу-краеведу). М., Интерпракс,1994 г.
  8. Шмидт С.О. “Краеведение – дело, значение которого не может быть преувеличено” – Памятники Отечества.– 1989. – № 1. – С.12–18.