Цели и задачи урока:
1. Обучающие:
- познакомить с числом и цифрой 9, составом числа 9;
- закрепить навыки счета в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым;
- уточнить названия компонентов сложения и вычитания, формировать способность к правильному использованию в речи;
- дать сведения о факторах здоровья: положительные эмоции, режим дня, закаливание, движение, правильное питание, выполнение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек.
2. Развивающие:
- развивать мыслительные операции, математическую речь, творческие способности учащихся;
- формировать умение делить на группы, обобщать, делать выводы.
3. Воспитывающие:
- способствовать формированию умений работать в паре, развивать чувства взаимопомощи;
- способствовать формированию положительной учебной мотивации;
- формировать у учащихся ценности здоровья и здорового образа жизни.
Оборудование: презентация Power Point; проектор с экраном, компьютер, карточки для работы в паре, два набора математических карточек с цифрами, учебники Л.Г.Петерсон Математика. 1 класс. Часть 2.
Ход урока
I. Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже – руки за спину положим.
Голову поднимем выше и легко-легко подышим.
Раз, два, три, четыре, пять – топаем ногами,
Раз, два, три, четыре, пять – хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире – раз, два, три, четыре, пять –
Наклониться – три четыре – и на месте поскакать.
На носок, потом на пятку – все мы делаем зарядку!
Создание необходимой психологической атмосферы.
1.– Для чего мы выполняем в начале урока зарядку?
Основная проблема 21 века – сохранение здоровья.
– Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем математический урок здоровья.
(Слайд 1).
Вместе с “открытием” математических знаний мы познакомимся с секретами здоровья, узнаем что может сделать каждый человек для сохранения своего здоровья и заселим “домик здоровья”.
(Слайд 2).
2. – Начинаем урок …(математики).
– Какой урок? (очень важный).
– Что возьмем с собой? (внимание).
– Что пожелаем друг другу? (удачи).
– Какое возьмем настроение? (хорошее, отличное).
Вывод: любую работу нужно выполнять в хорошем настроении.
– А вот и первый секрет здоровья!
(Слайд 3).
Хорошее настроение.
Эмоции – это не только наше отношение к происходящему, они выражают наши чувства, помогают нам справляться с различными сложными ситуациями. Положительные эмоции полезны для нашего здоровья.
3. – Как вы думаете, кто хозяин домика здоровья?
Отгадайте загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит). (Слайд 4).
– Из какой сказки этот герой?
– Кто автор этой сказки?
– Какие еще сказки К.И.Чуковского вы читали? (Слайд 5).
Айболит объявляет соревнование между рядами, за правильный ответ вы будете получать витамины-жетоны. Кто больше наберет жетонов, тот и выиграл.
II. Актуализация знаний.
1. Открываем тетради
2. Математический диктант
– Первое слагаемое 6, второе 2. Чему равна сумма?
– Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Найти разность.
– Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 8. Какое число я задумала?
– Я задумала число, вычла из него 2 и получила 5. Какое это число?
– Уменьши 7 на 1.
(8, 5, 4, 7, 6) Аплодисменты отвечавшим!
Самопроверка.
Самооценка на линеечке знаний.
– Чтобы открыть второй секрет здоровья
3. Поставьте числа в порядке убывания (8 7 6 5 4).
перевернем карточки с ответами, прочитаем слово: РЕЖИМ
– Второй секрет здоровья!
(Слайд 6).
Режим дня.
Режим дня – это правильное сочетание и чередование труда, занятий и отдыха. Соблюдение режима дня – это тоже защита от болезней.
(Слайд 7).
4. Повторение состава числа 6,7,8 (работа по рядам).
На доске даны карточки с математическими выражениями: (Приложение 1.)
2+4 8+1 3+5 3+3 5+4 1+6 4+4 1+5 6+2 7+2 3+4 1+7 5+2 3+6
1-й ряд – находит выражения со значением 6.
2-й ряд – находит выражения со значением 7.
3-й ряд – находит выражения с ответом 8.
– Что мы сейчас повторили?
Проверка, чтение стихов о цифре.
Вывод; повторение состава числа.
Для чего мы это делаем каждый день? (Слайд 8).
Знания становятся более прочными, запоминаются навсегда – закаляются
– Третий секрет здоровья:
(Слайд 9).
Закаливание.
III. Определение темы урока.
1. (Остались выражения со значением 9.)
– Какие выражения остались?
– Кто сможет найти значение этих выражений? (Не все.)
– А почему? (Не изучали состав числа 9.)
(Слайд 10).
– Кто может определить тему нашего урока?
– Что мы будем изучать сегодня на уроке математики?
Вывод: число 9, его состав, написание цифры 9.
IV. “Открытие” нового знания.
1. Наблюдение за получением числа 9 (Слайд 11).
– Сколько животных пришли к Айболиту на прием? (8.)
– Обозначим количество животных на отрезке.
– 8 животных да 1 Айболит, сколько всех? (9.)
– Каким действием нашли сколько всех? Что находили целое или часть?
– Как найти целое?
– Как получили число 9? (8+1.)
2. Работа по натуральному ряду чисел.
– За каким числом идет число 9?
– Что о нем можем сказать?
Вывод: число 9 стоит в натуральном ряду чисел на девятом месте. Оно больше предыдущего числа 8 на 1 и меньше последующего числа 10 на 1. Чтобы получить число 9, надо к 8 прибавить 1 или из 10 вычесть 1.
3. Знакомство с цифрой 9.
– На что похожа цифра 9?
4. Чтение стихотворения (Слайд 12).
5. Показ написания цифры (объяснение учителя) (Слайды 13, 14, 15).
6. Письмо цифры в тетради.
V. Физкультминутка. (Слайд 16).
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся.
Люди с самого рожденья
Жить не могут без движенья.
Четвертый секрет здоровья:
Движение.
Вывод: Лучшего средства от хвори нет: (Слайд 17)
Делай зарядку до старости лет
VI. Знакомство с полным составом числа 9. (Слайд 18).
1. Деление группы геометрических фигур на части в парах
– Айболит принес нам витамины. Эти витамины нужно разделить по разным признакам. (Приложение 2.)
1-й ряд – по цвету форме.
2-й ряд – по цвету.
3-й ряд – по размеру.
(Проверка на доске.)
– Как получить число 9? (Слайд 19).
VII. Первичное закрепление. (Слайд 20).
1. Игра “Доктор Айболит” с. 19, № 3
(2 ученика у доски.)
– Кому из зверюшек нужна помощь?
Девочки – 1 столбик (проверка: по 1 девочке от каждого ряда).
Мальчики – 2 столбик.
Самопроверка.
Пятый секрет здоровья:
Личная гигиена. (Слайд 21).
2. Пословица:
“Чистота – залог здоровья”.
VIII. Закрепление учебного материала (работа в парах). (Слайд 22).
1. Самостоятельная работа по карточкам в паре
– Чтобы узнать последний секрет здоровья, нужно ответить на три вопроса в карточках на ваших партах.
Проверка:
1-й ряд – 1-й вопрос. (Слайды 23, 24, 25).
2-й ряд – 2-й вопрос.
3-й ряд – 3-й вопрос.
Шестой секрет здоровья:
Правильное питание. (Слайд 26).
IX. Рефлексия
Мы с вами познакомились с новыми знаниями, а так же узнали секреты сохранения своего здоровья. Айболит дарит вам “математическую корзинку здоровья” (на одной стороне корзинки записаны секреты здоровья, на другой стороне картинки фруктов и овощей с выражениями на состав числа 9). (Приложение 3.)
(Слайд 27).
Вывод: Здоровье своё береги с малых лет.
Оно вас избавит от болей и бед!
(Слайд 28).
X. Итог урока:
– Кто считает, что он хорошо потрудился? Встаньте.
– Кого вам хочется похвалить?
– Что было самым трудным? Интересным?
– А мне очень важно с каким настроением вы пойдете домой?
– Что полезного вы узнали?