Цели урока:
Дидактические:
- познакомить с понятиями “скорость сближения”” и “скорость удаления” умения проверять правильность вычислений;
- закрепить умение читать и строить модели движения;
- развивать и закрепить умение решать задачи на движение, умение составлять обратные задачи;
- закрепить вычислительные навыки сложения, вычитания, умножения и деления чисел, а также навыки вычислительных действий с дробями;
Развивающие:
- развитие творческих способностей, памяти, умения мыслить логически грамотно;
- развитие математической грамотной речи;
Воспитательные: воспитание интереса к математике;
Оборудование: Учебник Л.Г. Петерсон “Математика 4 класс, ч.2”, тестовые карточки. Компьютер, проектор, интерактивная доска. Иллюстративный материал (презентация в формате MS PowerPoint) <Презентация.ppt>.
Ход урока
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, садитесь! Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
– Вспомним правила посадки.
– Запишите число.
Цель урока (Постановка учебной задачи).
– Вспомните, пожалуйста, сколько объектов может одновременно двигаться по
числовому лучу? Откуда могут начинать свое движение объекты? В каких
направлениях могут двигаться объекты? С какой скоростью могут двигаться объекты?
– Сегодня мы выясним, что такое “скорость сближения”, “скорость удаления”, что
нужно знать, чтобы определить, какая это скорость, как найти скорость сближения
или удаления.
– Запишем тему урока “Скорость сближения и скорость удаления”.
Математический диктант.
- Уменьшаемое 130, вычитаемое 111. Найдите разность.
- Делимое 480, делитель 40. Найдите частное.
- На сколько 200 >, чем 184?
- Чему равны 2/3 от числа 27?
- Во сколько раз 320 больше, чем 20?
- Какое число увеличили в 3 раза и получили 57?
- Сумму 95 и 105 разделить на 10.
- 2/5 числа составляют 12. Найдите целое число.
Индивидуальные задания.
Выполняются на доске 2-мя учащимися во время математического диктанта.
Задание 1.
S | V | t | Формула | |
I | ? км | 45 км/ч | 7 ч | |
II | 180 м | ? м/мин | 5 мин | |
III | 960 м | 16 м/с | ? с | |
IV | ? км | 60 км/ч | 60 мин |
Задание 2.
Изобразите движение точек на координатном луче и запишите формулу движения точек:
- Движение точки А начинается из точки с координатой (6) в правом направлении со скоростью 3 единичных отрезка в час. Движение точки Б начинается из точки с координатой (14) в левом направлении со скоростью 1 единичный отрезок в час. Чему равны координаты этих точек через 1 час, 2 часа?
- Движение точки А начинается из точки с координатой (6) в левом направлении со скоростью 3 единичных отрезка в час. Движение точки Б начинается из точки с координатой (14) в правом направлении со скоростью 1 единичный отрезок в час. Чему равны координаты этих точек через 1 час, 2 часа?
Проверка математического диктанта и индивидуальных заданий.
Проверка математического диктанта.
– В ответах математического диктанта зашифровано слово. Чтобы расшифровать
его, нам поможет алфавит русского языка.
– Каждый ответ соответствует порядковому номеру буквы в алфавите. Выпишите буквы
в строчку.
Переход на Слайд 2 “Математический диктант”.
– Что у вас получилось? Проверяем.
По каждому клику на Слайде 2 заполняется один столбец таблицы.
– У кого получилось слово “скорость”, ставит себе 5.
– На какие 2 группы можно разделить числа математического диктанта?
- на четные / нечетные
- на круглые / некруглые;
– Что такое “скорость движения”?
Проверка задания 1.
S | V | t | Формула | |
I | 315 км | 45 км/ч | 7 ч | S=V*t |
II | 180 м | 36 м/мин | 5 мин | V=S:t |
III | 960 м | 16 м/с | 6 с | t=S:V |
IV | 60 км | 60 км/ч | 60 мин | S=V*t |
– Как найти расстояние, зная скорость и время объекта?
– Как найти скорость, зная расстояние и время объекта?
– Как найти время, зная расстояние и скорость объекта?
Проверка задания 2.
– Сравните 2 чертежа. Что заметили? В чем отличие? Одинаковы ли виды
скоростей?
– Как вы думаете, на каком чертеже будет идти речь о скорости сближения, а где –
о скорости удаления?
Физкультминутка для глаз.
Объяснение понятий “скорость сближения” и “скорость удаления”.
Работа с упражнением 1 урока 24 (Слайды 3–6). По ходу объяснения ученикам задаются вопросы о том, что они видят на экране и после их ответов ученик заполняет таблицу на доске, остальные — в учебниках, затем учитель переходит к следующему шагу анимации.
Переход на Слайд 3 “1) Встречное движение”.
– Посмотрите на экран.
– Что вы можете сказать о движении Мальвины и Буратино?
– Какое это движение?
– Из каких точек началось их движение? Заполним таблицу.
– В какой точке оказались Мальвина и Буратино через 1 минуту, через 2 минуты,
через 3 минуты? Заполним таблицу.
– Что происходит с расстоянием между объектами?
– На сколько уменьшается расстояние между ними через каждую минуту?
– В какой точке и через сколько минут произошла встреча?
– Сделаем вывод.
Переход на Слайд 4 “2) Движение в противоположных направлениях”.
– Посмотрите на экран.
– Что вы можете сказать о движении Синьора Помидора и Чиполлино?
– Какое это движение? Заполним таблицу.
– Из каких точек началось их движение? Заполним таблицу.
– В какой точке оказались Синьор Помидор и Чиполлино через 1 минуту, через 2
минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу.
– Что происходит с расстоянием между объектами?
– На сколько увеличивается расстояние между ними через каждую минуту?
– Произойдет ли встреча?
– Сделаем вывод.
Переход на Слайд 5 “3) Движение вдогонку”.
– Посмотрите на экран.
– Что вы можете сказать о движении Крокодила Гены и Чебурашки?
– Какое это движение?
– Из каких точек началось их движение? Заполним таблицу.
– В какой точке оказались Крокодил Гена и Чебурашка через 1 минуту, через 2
минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу.
– Что происходит с расстоянием между объектами? Почему?
– На сколько уменьшается расстояние между ними через каждую минуту?
– В какой точке и через сколько минут произошла встреча?
– Сделаем вывод.
Переход на Слайд 6 “4) Движение с отставанием””.
– Посмотрите на экран
– Что вы можете сказать о движении Пончика и Незнайки?
– Какое это движение?
– Из каких точек началось их движение?
– В какой точке оказались Пончик и Незнайка через 1 минуту, через 2 минуты,
через 3 минуты? Заполним таблицу.
– Что происходит с расстоянием между объектами? Почему?
– На сколько увеличивается расстояние между ними через каждую минуту?
– Произойдет ли встреча?
– Сделаем вывод.
– Что такое “скорость сближения”? (Это расстояние, на которое сближаются
объекты за единицу времени.)
– Что такое “скорость удаления”? (Это расстояние, на которое удаляются
объекты за единицу времени.)
Составление опорной схемы.
Переход на Слайд 7 “Опорная схема”.
– Составим опорные схемы ко всем видам движения.
Физкультминутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
Решение задач с комментированием.
Для закрепления знаний учащимися разбираются и решаются задачи на все виды
движения.
– Решим несколько задач и определим, о какой скорости: сближения или
удаления идет речь? Чему она равна? А помогут нам в этом герои сказки “Золотой
ключик”.
Работа со Слайдами 8–11. Ученики определяют по Слайду, к какой опорной схеме относится задача, и предлагают способ ее решения.
Работа с классом:
- Переход на Слайд 8 “Задача на движение в противоположных направлениях”.
Индивидуально:
- Разбойники гонятся за Буратино, который убегает от них со скоростью 19 ед./мин. Как изменяется расстояние между Буратино и разбойниками, если они бегут со скоростью 23 ед./мин.
- Составьте обратную задачу к 1-ой задаче.
- Измените условие 2-ой задачи так, чтобы она решалась “-”.
- Измените условие 4-ой задачи так, чтобы она решалась “+”.
Самостоятельное решение задач (тест).
Для проверки знаний и умений по данной теме учащиеся получили тестовые
карточки с заданием “Установите соответствие между схемой задачи и ее решением
(1 и 2 варианты)”.
– Рассмотрите схемы задач, определите, о какой скорости движения идет речь
(сближения или удаления), соедините с подходящим выражением и вычислите его.
Взаимопроверка решений задач.
Учащиеся проверяют выполнение задания с помощью Слайдов 12–13.
Итог урока.
– Подошёл к концу наш урок. О чем сегодня узнали на уроке? Что важно знать, чтобы определить скорость сближения или удаления? Что вам особенно понравилось, запомнилось?
Домашнее задание.
Примеры, задача
Выставление отметок и поощрение учеников.
В течение всего урока работа и ответы учеников оценивались словесно и поощрительными медальками.
Список использованных источников и литературы.
- Учебник Л.Г. Петерсон “Математика 4 класс, ч.2”.
- Картинки с персонального сайта Николая Козлова http://nkozlov.ru/library/s318/d3458/