Звонкие и глухие согласные. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Ознакомить учащихся со звонкими и глухими согласными.
  • Учить подобрать проверочные слова.
  • Развивать речь учащихся.
  • Развивать навыки правильного письма.
  • Воспитывать любовь к природе.

Материал:

  • учебник русского языка. 2 класс. Т.Г. Рамзаева 93-95 стр.
  • игровой словарик. 2  класс. 5 стр. 

Оборудование:

  • Таблица звонких и глухих согласных.
  • Рисунок «В царстве согласных звуков».
  • Карточки для самостоятельной работы.
  • Таблица для запоминания согласных.
  • Игра «Какое слово лишнее?»
  • Презентация «Осень».
  • Магнитофон.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– На какие две группы делятся звуки? Назовите все согласные звуки.

3. Формирование знаний

1) Сказка о согласных звуках.

Давным-давно жил ЦАРЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. В то время все согласные были одинаковые. Велел царь посадить согласные звуки в землю и хотел посмотреть, что из них вырастет. Сделали две грядки  и велели поливать их двум мальчикам. Первый мальчик каждый день поливал грядки, и выросли на его грядке красивые звуки – цветы. Они посмотрели на солнце, раскрылись и так звонко зазвенели. Люди закрывают уши ладонями, они все равно звенят в ушах. И велел царь назвать их звонкими  согласными. А другой мальчик был ленивым. Он очень редко поливал грядки. На его грядке звуки – цветы выросли только к осени. Дни уже были не так теплые, как летом. И цветы боялись раскрываться. Эти звуки не звенели как звонкие согласные. И велел царь назвать их глухими согласными. С тех пор согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Давайте, попробуем произнести их, закрыв уши.

 2) Объяснение темы по таблице

Согласные бывают звонкие и глухие. Есть парные согласные и непарные согласные. В конце слова звонкие согласные звучат как глухие. Например, сад, дуб и др. Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: сады, дубы. В середине слова звонкие согласные звучат как глухие: березка, ягодка. Их тоже нужно проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: береза, ягоды.

 3) Чтение предложений для запоминания звонких и глухих согласных

а) Жили-были в зеленом городке два нежных мальчика: Рома и Леня.
б) Федя, Шура и Чулпан хотели пойти собирать тюльпаны, целую корзину щавеля.

(Каждое слово первого предложения начинается  со звонкого согласного, а каждое слово второго предложения начинается с глухого согласного.)

4. Закрепление знаний, умений и навыков

1) Выполнение упражнений 162, 163.

2) Работа с игровыми словариками

д         дож…ь
д         са…
б         гри…
д         гря…ка

(Дети  карандашом пишут пропущенные буквы, потом открывают закрытые буквы д, д, б, д и проверяют слово.)

5. Физкультминутка

– Ребята, какие стали поля осенью?
– Пустые.
– Почему?
– Потому что хлеб убрали.
– Да. Вот и звери испекли большой каравай. Давайте, вместе с ними споем  песню об этом каравае (использование магнитофона).
– Как можно назвать по-другому каравай? (Большой круглый хлеб.)
– Как пишется это слово? (На конце пишется буква б, а слышим звук п)

6. Применение знаний

1) Игра «Какое слово лишнее?»

На доске таблица со словами:

Гриб, завод, склад, вдруг, плакат.
Парта, трава, солнце, цирк, береза.

В первой строчке лишнее слово – плакат, потому что все слова начинаются со звонкого согласного, а это слово – с глухого согласного.
Во второй строчке лишнее слово – береза, потому что все слова начинаются с глухого согласного, а это слово – со звонкого согласного.

2) Просмотр презентации  «Осень». (Приложение 1)

3)Чтение текста «Осень» и выполнение задания. (Приложение 1. 6 слайд)

4) Соревнование двух команд

1 команда пишет слова, которые начинаются с глухих согласных, 2 команда – слова, начинающиеся со звонких согласных.

5) Выполнение компьютерных тестов. (Приложение 2)

1. На какие две группы делятся согласные звуки?

1) большие и маленькие;
2) звонкие и глухие;
3) заглавные и строчные;
4) правильные и неправильные.

2. В какой строке написаны все звонкие согласные?

1)  в. г, т, с, р, м, з, н
2)  к, п, р, с, т, ф, х, ш, щ, ц
3)  б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.
4) б, в, г, д, ж, з, й, ш, м, н, р.

3. В какой строке написаны все глухие согласные?

1) в. г, т, с, р, м, з, н
2) б, в, г, д, ж, з, й, ш, м, н, р.
3) к, п, с, т, ф, х, ч, ш, щ, ц
4) к, п, р, с, т, ф, х, ш, щ, ц

4. Какая из этих букв лишняя: в, г, д, т, з, м?

1) в      2) т     3) з      4) м

5. Какая из этих букв лишняя? к, т, ч, щ, ж, ф

1) т      2) щ    3) ж    4) ф

6. Какое слово является проверочным словом слова снег?

1) снега
2) снежный
3) в снег
4) на снег

7. В какой строке парные согласные написаны неправильно?

1)  г – к
2)  з – с
3)  д – т
4)  б – в

8. Какие звонкие согласные не имеют глухую пару?

1) ж    2) л     3) б     4) з

9. Какие глухие  согласные не имеют звонкую пару?

1) ш    2) т    3) к   4) ц

10. Какое слово написано неправильно?

1) наряд
2) флаг
3) лошка
4) тетрадь

7. Заключение урока

– О чем вы узнали на этом уроке?
– Назовите звонкие и глухие согласные.

8. Домашнее задание:  168 упражнение.