Цели:
- Ознакомить учащихся со звонкими и глухими согласными.
- Учить подобрать проверочные слова.
- Развивать речь учащихся.
- Развивать навыки правильного письма.
- Воспитывать любовь к природе.
Материал:
- учебник русского языка. 2 класс. Т.Г. Рамзаева 93-95 стр.
- игровой словарик. 2 класс. 5 стр.
Оборудование:
- Таблица звонких и глухих согласных.
- Рисунок «В царстве согласных звуков».
- Карточки для самостоятельной работы.
- Таблица для запоминания согласных.
- Игра «Какое слово лишнее?»
- Презентация «Осень».
- Магнитофон.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
– На какие две группы делятся звуки? Назовите все согласные звуки.
3. Формирование знаний
1) Сказка о согласных звуках.
Давным-давно жил ЦАРЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. В то время все согласные были одинаковые. Велел царь посадить согласные звуки в землю и хотел посмотреть, что из них вырастет. Сделали две грядки и велели поливать их двум мальчикам. Первый мальчик каждый день поливал грядки, и выросли на его грядке красивые звуки – цветы. Они посмотрели на солнце, раскрылись и так звонко зазвенели. Люди закрывают уши ладонями, они все равно звенят в ушах. И велел царь назвать их звонкими согласными. А другой мальчик был ленивым. Он очень редко поливал грядки. На его грядке звуки – цветы выросли только к осени. Дни уже были не так теплые, как летом. И цветы боялись раскрываться. Эти звуки не звенели как звонкие согласные. И велел царь назвать их глухими согласными. С тех пор согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Давайте, попробуем произнести их, закрыв уши.
2) Объяснение темы по таблице
Согласные бывают звонкие и глухие. Есть парные согласные и непарные согласные. В конце слова звонкие согласные звучат как глухие. Например, сад, дуб и др. Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: сады, дубы. В середине слова звонкие согласные звучат как глухие: березка, ягодка. Их тоже нужно проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: береза, ягоды.
3) Чтение предложений для запоминания звонких и глухих согласных
а) Жили-были в зеленом городке два нежных
мальчика: Рома и Леня.
б) Федя, Шура и Чулпан хотели пойти собирать
тюльпаны, целую корзину щавеля.
(Каждое слово первого предложения начинается со звонкого согласного, а каждое слово второго предложения начинается с глухого согласного.)
4. Закрепление знаний, умений и навыков
1) Выполнение упражнений 162, 163.
2) Работа с игровыми словариками
д дож…ь
д са…
б гри…
д гря…ка
(Дети карандашом пишут пропущенные буквы, потом открывают закрытые буквы д, д, б, д и проверяют слово.)
5. Физкультминутка
– Ребята, какие стали поля осенью?
– Пустые.
– Почему?
– Потому что хлеб убрали.
– Да. Вот и звери испекли большой каравай.
Давайте, вместе с ними споем песню об этом
каравае (использование магнитофона).
– Как можно назвать по-другому каравай?
(Большой круглый хлеб.)
– Как пишется это слово? (На конце пишется
буква б, а слышим звук п)
6. Применение знаний
1) Игра «Какое слово лишнее?»
На доске таблица со словами:
Гриб, завод, склад, вдруг, плакат.
Парта, трава, солнце, цирк, береза.
В первой строчке лишнее слово – плакат, потому
что все слова начинаются со звонкого согласного,
а это слово – с глухого согласного.
Во второй строчке лишнее слово – береза, потому
что все слова начинаются с глухого согласного, а
это слово – со звонкого согласного.
2) Просмотр презентации «Осень». (Приложение 1)
3)Чтение текста «Осень» и выполнение задания. (Приложение 1. 6 слайд)
4) Соревнование двух команд
1 команда пишет слова, которые начинаются с глухих согласных, 2 команда – слова, начинающиеся со звонких согласных.
5) Выполнение компьютерных тестов. (Приложение 2)
1. На какие две группы делятся согласные звуки?
1) большие и маленькие;
2) звонкие и глухие;
3) заглавные и строчные;
4) правильные и неправильные.
2. В какой строке написаны все звонкие согласные?
1) в. г, т, с, р, м, з, н
2) к, п, р, с, т, ф, х, ш, щ, ц
3) б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.
4) б, в, г, д, ж, з, й, ш, м, н, р.
3. В какой строке написаны все глухие согласные?
1) в. г, т, с, р, м, з, н
2) б, в, г, д, ж, з, й, ш, м, н, р.
3) к, п, с, т, ф, х, ч, ш, щ, ц
4) к, п, р, с, т, ф, х, ш, щ, ц
4. Какая из этих букв лишняя: в, г, д, т, з, м?
1) в 2) т 3) з 4) м
5. Какая из этих букв лишняя? к, т, ч, щ, ж, ф
1) т 2) щ 3) ж 4) ф
6. Какое слово является проверочным словом слова снег?
1) снега
2) снежный
3) в снег
4) на снег
7. В какой строке парные согласные написаны неправильно?
1) г – к
2) з – с
3) д – т
4) б – в
8. Какие звонкие согласные не имеют глухую пару?
1) ж 2) л 3) б 4) з
9. Какие глухие согласные не имеют звонкую пару?
1) ш 2) т 3) к 4) ц
10. Какое слово написано неправильно?
1) наряд
2) флаг
3) лошка
4) тетрадь
7. Заключение урока
– О чем вы узнали на этом уроке?
– Назовите звонкие и глухие согласные.
8. Домашнее задание: 168 упражнение.