Организация самостоятельной деятельности учащихся при изучении нового материала

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Ускорение темпов развития общества, переход к гражданскому обществу с рыночной экономикой изменяет приоритеты не только в жизни, но и в образовании. Востребованными на рынке труда оказываются те, кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем,  кто умеет мобильно и конструктивно решать возникающие проблемы в различных сферах.

В этих  условиях традиционная система обучения уже не устраивает не только обучающихся, их родителей, но не устраивает и  учителей.  Выход из создавшегося противоречия заложен в новом подходе к образованию – компетентностному. Он  заключается в привитии и развитии у школьников набора ключевых компетенций, важнейшими из которых, считает  А. В. Хуторской, являются информационные компетенции. «При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире».

Можно выделить следующие проблемы, стоящие перед  школьниками и учителями при изучении нового материала – это:

  • Огромный поток информации из различных источников;
  • Достаточно высокая скорость изучения предмета в школе;
  • Невозможность и нежелание родителей оказать помощь в изучении тех или иных вопросов;
  • Пропуски уроков и неспособность освоить материал  самостоятельно,

Отмеченные проблемы определили необходимость решения следующей педагогической (да и психологической) задачи: изменить способы и   методы  изучения нового материала.

Основным путем реализации этой задачи, во-первых, является «выращивание», воспитание  у учащегося способности самостоятельно добывать  знания, в частности умение работать с информацией. Во-вторых, изменение принципа преподавания  «чем больше, тем лучше» на «запомни главное (существенное)».

Выделяя значимость сформулированного нами принципа, приведем мнение М. М. Поташника: «Умение выделять главное не простая и не автоматически выполняемая процедура, доступная каждому без специальной подготовки, работы над собой. Умение выделять главное – это интегративный показатель ума, интеллекта любого человека (и учителя, и ученика). Умение выделять главное может быть освоено, только если человек свободно, грамотно, корректно умеет сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать, систематизировать и т. п., то есть владеть всеми другими мыслительными умениями».

Изменяя в рамках выделенных позиций подход к учебной деятельности школьника, в то же время, его необходимо и учить новому способу «добывания» знаний. В этом нам помогает внедрение презентаций в учебную деятельность.

Изучение нового  материала  начинается нами  в момент, когда идут зачетные и контрольные работы предыдущей темы. Уже за десять дней – неделю до освоения нового понятия ученикам формулируется учебное задание  создать презентацию этого  понятия, объекта. Школьники получают задание прочитать, понять, объяснить себе и домашним что-либо новое из названных параграфов. В обязательном порядке обговариваются условия, правила подачи материала с помощью мультимедийной презентации.

Эти условия обычно таковы:

Основных вопросов, на которые должен ответить ученик в презентации три:

  1. Что это?
  2. Как это?
  3. Зачем это?

Первый вопрос обычно включает в себя определение, рисунки, чертежи. Второй – основные свойства, характеристики объекта, правила и приемы построения и т. д. Третий – рассматривает данный вопрос в практическом применении: в жизни, в других предметах, в задачах.

Презентация не должна содержать большой объем (она должна в себя вобрать только главное – существенное, которое пригодится по мнению ученика при изучении данной темы, то, что он должен будет выучить, и применять при дальнейшей работе), поэтому сразу оговаривается примерный ее объем: в компьютерном варианте она должна содержать не более 5-6 слайдов, в письменном варианте  – не более двух листов А 4.

Презентацию надо сдать сразу после контрольной работы предыдущей темы.

После анализа предыдущей темы, мы переходим  к изучению нового понятия, но на уже подготовленной аудитории. Удобно при этом использовать интерактивные доски, экран, связанный проектором с компьютером.

Изучение темы можно организовать по-разному, например:

  • начать с представления учениками презентаций, обсуждения их, самооценки и выбора самой понятной, лучшей,
  • начать и с наиболее удачной на наш взгляд презентации и именно на ее примере познакомить учеников с новым материалом,
  • можно  закончить изложение материала учителем анализом презентаций, то есть закреплением изученного материала.

В любом случае изложение нового материала идет более успешно, ученики активно принимают участие в обсуждении материала, с интересом решают задачи, задают вопросы, найдя непонятые элементы.

На таких уроках воспитывается у учащихся толерантное отношение друг другу: советы по исправлению ошибок, способов подачи материала даются только в доброжелательном тоне.

Исправленные  презентации оцениваются чуть ниже, чем исходные, но неудовлетворительные отметки за эту работу ученику никогда не ставятся.
Ученики творчески подходят к работе.  В создании презентации и используют анимацию, движение, и комбинируют  цветовые гаммы, и добавляют иллюстрации, рисунки.
Приведу пример одной из презентаций. Ее создал ученик 9 класса при изучении темы «Движения» (Геометрия, последняя тема 9 класса, изучение велось по учебнику Л. С.  Атанасяна).

На урок были представлены пять презентаций. Мы с учениками посчитали эту  более удачной, хотя отмечено было отсутствие уточнения направления поворота и в слайде 2, и в слайде 3 (ошибка). На примере слайда «Построение» мы отрабатывали построение  образов  фигур при повороте вокруг разных центров на разные углы. На основе теоремы мы решили несколько задач из учебника. А еще раз, просмотрев презентацию, подвели итог урока.

Слайд 1

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 6