С электричеством на "ты"

Разделы: Физика


Жизнь современного человека немыслима без использования электрической энергии, знать основы электротехники теперь необходимо практически каждому человеку, особенно юноше, мужчине – будущему хозяину дома.

Актуальность данного курса также в том, что в последние годы  в народном хозяйстве возник дефицит рабочих профессий, и этот курс поможет молодым людям определить сферу своих интересов в мире рабочих профессий таких, как электромонтеры-ремонтники, слесари-электромонтеры, электромонтажники и т.д. и сориентирует на технический профиль в старшей школе.

Цель курса: дать основы знаний по электротехнике.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  • Развитие познавательных и творческих способностей школьников, интереса к изучению физики.
  • Формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания.
  • Подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
  • Формирование практических навыков и подготовка учащихся к самостоятельной жизни.

Элективный курс тесно связан с такими дисциплинами, включенными в учебный план, как физика (раздел "Электричество") и технология ("электричество в нашем доме"), но не повторяет, а опирается на базовые умения и углубляет знания детей, полученные в курсе физики 9 класса.

Программа адресована учащимся 9 класса для обучения основам электротехники во время предпрофильной подготовки.

Предложенный курс имеет практическую направленность. Программа рассчитана на 17 часов и состоит из трех блоков.

1. Теоретический блок
Цель: расширение кругозора при изучении теоретического материала.

2. Практический блок
Цель: выполнение лабораторных работ, закрепление знаний и умений, полученных в теоретическом блоке.

3. Экскурсионный блок.
Цель: посещение ПУ-19, ПУ-61, ОРУ, знакомство с профессиями технического направления.

В процессе изучения курса используются различные виды учебной деятельности: лекции, практические работы,  самостоятельное изучение теоретического материала по таблицам, экскурсия, создание проектов, выполнение творческих работ.

Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью контролирующих упражнений, тестов. Курс заканчивается конференцией, на которой происходит защита проектов и демонстрация творческих работ участников курса.

По окончании изучения программы курса учащиеся должны иметь представление:

  • Об электротехнических материалах, изделиях, работе с ними.
  • О технике электрических измерений.
  • О бытовых нагревательных приборах и светильниках.

Знать:

  • Монтажные и принципиальные схемы.
  • Установочные электромонтажные изделия.
  • Принцип работы электроизмерительных приборов.

Уметь:

  • Оказать первую помощь при поражении электротоком.
  • Читать схемы электрических соединений.
  • Производить расчеты проводов и кабелей.
  • Выполнять измерения с помощью измерительных приборов, представлять результаты в виде таблиц.
  • Выполнять мелкий ремонт бытовой техники.

Владеть:

  • навыками работы с электропаяльником, измерительными приборами, электротехническими инструментами: напильником, отверткой, плоскогубцами.

Содержание программы

I. Введение (2 часа)

Общие сведения  об электроустановках и технике безопасности. Электротехника как наука. Электричество в нашем доме. Правила электробезопасности: причины электротравматизма, первая помощь при поражении электротоком. Правила техники безопасности  в домашних условиях и при выполнении  электротехнических работ.
Схемы электрических соединений, виды электрических схем, условие, графическое обозначение в электрических схемах, правила выполнения  схем.
Практическая часть: чертеж схемы квартирной электропроводки.

II. Электротехнические материалы, изделия и работа с ними (5 часов)

Проводниковые материалы (свойства, виды, применение). Электроизоляционные материалы (свойства, виды, применение).
Практическая работа №1. Устройство электропаяльника, использование проводниковых материалов в качестве припоя. Правила безопасности при работе с электропаяльником.
Провода и кабели: установочные обмоточные провода (маркировка, устройство провода, назначение), расчет проводов и кабелей, соединение проводов и кабелей.
Практическая работа №2. Механическое соединение и оконцовывание проводов.
Установочные электромонтажные изделия, выключатели, предохранители (назначение, устройство, схемы).
Практическая работа №3. Изучение устройства предохранителей и выключателей.

III. Техника электрических измерений (3 часа)

Электрические измерительные приборы: амперметры, вольтметры, ваттметры, счетчик электроэнергии, условные графические обозначения, способы измерения электрических величин. Расчет расхода электроэнергии в течение суток.
Практическая работа №4. ознакомление с устройством авометра. Измерение электрических величин авометром.

IV.Бытовые нагревательные приборы и светильники (3 часа)

Типы, виды, устройства, принципы действия, нагревательные элементы, их использование в чайниках, утюгах, электроплитках.
Практическая работа №5. Изучение устройства утюга. Лампы накаливания, люминесцентные лампы.

Учебно-тематический план

№ урока Разделы, темы урока. Кол-во часов
  I. Общие сведения об электроустановках и технике безопасности. 2 часа
№1.1 Введение: электричество в нашем доме. Правила электробезопасности.  
№2.2 Схемы электрических соединений.  
  II. Электротехнические материалы, изделия и работа сними. 5 часов
№3.1 Проводниковые материалы.  
№4.2 Практическая работа №1.  
№5.3 Проводка и кабели  
№6.4 Практическая работа №2  
№7.5 Установочные электромонтажные изделия. Выключатели, предохранители. Практическая работа №3.  
  III. Техника электрических измерений 3 часа
№8.1 Назначение и основные части приборов. Измерительные механизмы.  
№9.2 Условные графические обозначения на шкале. Способы измерения электрических величин.  
№10.3 Практическая работа №4  
  IV. Бытовые нагревательные приборы и светильники. 2 часа
№11.1 Нагревательные элементы, их использование в электробытовых приборах.  
№12.2 Лампы накаливания, люминесцентные лампы.  
№13.3 Практическая работа №5  
№14,15 Экскурсия в профтехучилища города 2 часа
№16,17 Урок-конференция "Защита проекта" 2 часа

Всего часов: 17, из них:

  • Теоретический блок – 8 часов;
  • Практический блок – 5  часов;
  • Экскурсионный – 2 часа;
  • Защита проекта – 2 часа.

Материально-техническая база:

  • Справочные таблицы
  • Описание практических работ
  • Электропаяльники
  • Соединительные провода
  • Наконечники для проводов
  • Изоляционная лента
  • Инструменты: ножи, плоскогубцы, напильники, отвертки
  • Ламповые патроны
  •  Штепсельные розетки различных видов
  • Выключатели, рубильники
  • Электрические предохранители
  • Лампочки на 3,6 В.
  • Электроизмерительные приборы: амперметры, вольтметры, омметры, авометры, счетчики электрической энергии)
  • Электроконструкторы «ЭК-4

Список литературы:

  1. Живов М.С. "Справочник молодого электромонтажника",  М. Высшая школа; 1990
  2. Слецио Д.И. "Занимательные опыты. Электричество и магнетизм", изд. Астрель; 2004
  3. Поляков В.А. Практикум по электротехнике, М., Просвещение, 1974
  4. Тарасов В.Б. "Самоделки школьника", М., Просвещение; 1968
  5. Технология 8-9 классы, под ред. Симоненко В.Д., М., изд. Ванга-Граф; 2005

Приложения:

  1. Контролирующие упражнения.
  2. Темы проектов и творческих работ.
  3. Описание практических работ.