Жизнь современного человека немыслима без использования электрической энергии, знать основы электротехники теперь необходимо практически каждому человеку, особенно юноше, мужчине – будущему хозяину дома.
Актуальность данного курса также в том, что в последние годы в народном хозяйстве возник дефицит рабочих профессий, и этот курс поможет молодым людям определить сферу своих интересов в мире рабочих профессий таких, как электромонтеры-ремонтники, слесари-электромонтеры, электромонтажники и т.д. и сориентирует на технический профиль в старшей школе.
Цель курса: дать основы знаний по электротехнике.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- Развитие познавательных и творческих способностей школьников, интереса к изучению физики.
- Формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания.
- Подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
- Формирование практических навыков и подготовка учащихся к самостоятельной жизни.
Элективный курс тесно связан с такими дисциплинами, включенными в учебный план, как физика (раздел "Электричество") и технология ("электричество в нашем доме"), но не повторяет, а опирается на базовые умения и углубляет знания детей, полученные в курсе физики 9 класса.
Программа адресована учащимся 9 класса для обучения основам электротехники во время предпрофильной подготовки.
Предложенный курс имеет практическую направленность. Программа рассчитана на 17 часов и состоит из трех блоков.
1. Теоретический блок
Цель: расширение кругозора при изучении
теоретического материала.
2. Практический блок
Цель: выполнение лабораторных работ, закрепление
знаний и умений, полученных в теоретическом
блоке.
3. Экскурсионный блок.
Цель: посещение ПУ-19, ПУ-61, ОРУ, знакомство с
профессиями технического направления.
В процессе изучения курса используются различные виды учебной деятельности: лекции, практические работы, самостоятельное изучение теоретического материала по таблицам, экскурсия, создание проектов, выполнение творческих работ.
Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью контролирующих упражнений, тестов. Курс заканчивается конференцией, на которой происходит защита проектов и демонстрация творческих работ участников курса.
По окончании изучения программы курса учащиеся должны иметь представление:
- Об электротехнических материалах, изделиях, работе с ними.
- О технике электрических измерений.
- О бытовых нагревательных приборах и светильниках.
Знать:
- Монтажные и принципиальные схемы.
- Установочные электромонтажные изделия.
- Принцип работы электроизмерительных приборов.
Уметь:
- Оказать первую помощь при поражении электротоком.
- Читать схемы электрических соединений.
- Производить расчеты проводов и кабелей.
- Выполнять измерения с помощью измерительных приборов, представлять результаты в виде таблиц.
- Выполнять мелкий ремонт бытовой техники.
Владеть:
- навыками работы с электропаяльником, измерительными приборами, электротехническими инструментами: напильником, отверткой, плоскогубцами.
Содержание программы
I. Введение (2 часа)
Общие сведения об электроустановках и
технике безопасности. Электротехника как наука.
Электричество в нашем доме. Правила
электробезопасности: причины
электротравматизма, первая помощь при поражении
электротоком. Правила техники безопасности в
домашних условиях и при выполнении
электротехнических работ.
Схемы электрических соединений, виды
электрических схем, условие, графическое
обозначение в электрических схемах, правила
выполнения схем.
Практическая часть: чертеж схемы квартирной
электропроводки.
II. Электротехнические материалы, изделия и работа с ними (5 часов)
Проводниковые материалы (свойства, виды,
применение). Электроизоляционные материалы
(свойства, виды, применение).
Практическая работа №1. Устройство
электропаяльника, использование проводниковых
материалов в качестве припоя. Правила
безопасности при работе с электропаяльником.
Провода и кабели: установочные обмоточные
провода (маркировка, устройство провода,
назначение), расчет проводов и кабелей,
соединение проводов и кабелей.
Практическая работа №2. Механическое соединение
и оконцовывание проводов.
Установочные электромонтажные изделия,
выключатели, предохранители (назначение,
устройство, схемы).
Практическая работа №3. Изучение устройства
предохранителей и выключателей.
III. Техника электрических измерений (3 часа)
Электрические измерительные приборы:
амперметры, вольтметры, ваттметры, счетчик
электроэнергии, условные графические
обозначения, способы измерения электрических
величин. Расчет расхода электроэнергии в течение
суток.
Практическая работа №4. ознакомление с
устройством авометра. Измерение электрических
величин авометром.
IV.Бытовые нагревательные приборы и светильники (3 часа)
Типы, виды, устройства, принципы действия,
нагревательные элементы, их использование в
чайниках, утюгах, электроплитках.
Практическая работа №5. Изучение устройства
утюга. Лампы накаливания, люминесцентные лампы.
Учебно-тематический план
№ урока | Разделы, темы урока. | Кол-во часов |
I. Общие сведения об электроустановках и технике безопасности. | 2 часа | |
№1.1 | Введение: электричество в нашем доме. Правила электробезопасности. | |
№2.2 | Схемы электрических соединений. | |
II. Электротехнические материалы, изделия и работа сними. | 5 часов | |
№3.1 | Проводниковые материалы. | |
№4.2 | Практическая работа №1. | |
№5.3 | Проводка и кабели | |
№6.4 | Практическая работа №2 | |
№7.5 | Установочные электромонтажные изделия. Выключатели, предохранители. Практическая работа №3. | |
III. Техника электрических измерений | 3 часа | |
№8.1 | Назначение и основные части приборов. Измерительные механизмы. | |
№9.2 | Условные графические обозначения на шкале. Способы измерения электрических величин. | |
№10.3 | Практическая работа №4 | |
IV. Бытовые нагревательные приборы и светильники. | 2 часа | |
№11.1 | Нагревательные элементы, их использование в электробытовых приборах. | |
№12.2 | Лампы накаливания, люминесцентные лампы. | |
№13.3 | Практическая работа №5 | |
№14,15 | Экскурсия в профтехучилища города | 2 часа |
№16,17 | Урок-конференция "Защита проекта" | 2 часа |
Всего часов: 17, из них:
- Теоретический блок – 8 часов;
- Практический блок – 5 часов;
- Экскурсионный – 2 часа;
- Защита проекта – 2 часа.
Материально-техническая база:
- Справочные таблицы
- Описание практических работ
- Электропаяльники
- Соединительные провода
- Наконечники для проводов
- Изоляционная лента
- Инструменты: ножи, плоскогубцы, напильники, отвертки
- Ламповые патроны
- Штепсельные розетки различных видов
- Выключатели, рубильники
- Электрические предохранители
- Лампочки на 3,6 В.
- Электроизмерительные приборы: амперметры, вольтметры, омметры, авометры, счетчики электрической энергии)
- Электроконструкторы «ЭК-4
Список литературы:
- Живов М.С. "Справочник молодого электромонтажника", М. Высшая школа; 1990
- Слецио Д.И. "Занимательные опыты. Электричество и магнетизм", изд. Астрель; 2004
- Поляков В.А. Практикум по электротехнике, М., Просвещение, 1974
- Тарасов В.Б. "Самоделки школьника", М., Просвещение; 1968
- Технология 8-9 классы, под ред. Симоненко В.Д., М., изд. Ванга-Граф; 2005
- Контролирующие упражнения.
- Темы проектов и творческих работ.
- Описание практических работ.