“В игре раскрывается перед
детьми мир, раскрываются творческие способности
личности. Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития. Игра – это
искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности”. |
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по решению различных типов задач; провести диагностику усвоения системы знаний и умений каждого ученика на заключительном этапе изучения темы; содействовать рациональной организации труда; развивать познавательный интерес.
П л а н:
- Актуализация опорных знаний.
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели для игры.
- Игровой замысел.
- Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого ученика по данной теме на этом этапе обучения.
- Подведение итогов игры и урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Оформление: портрет Ю.А.Гагарина, карта созвездий, глобус, модели куба и прямоугольного параллелепипеда, раздаточный материал, компьютер и проектор.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний
– Здравствуйте, начнём наш урок с разминки.
Учащимся предлагаю выполнить устные упражнения.
- Какие числа называются натуральными?
- Назовите порядок действий.
- Что означает квадрат числа?
- Что означает куб числа?
- Вычислить:
(100 + 500):5:10;
(4000 – 4000:2):500;
103 + 302 +183:3;
32 + (100:25 – 4) + 11.9.
Ответы записываю на доске: 12 4 1961, 108
2. Мотивационная беседа
– Сегодня у нас не обычный урок и числа, которые мы записали это зашифрованное послание. Как вы думаете, что они означают: 12 – число, 4- месяц, 1961 – год. Кто знает, что произошло в этот день?
12 апреля 1961 года осуществлён первый полёт в космос, его выполнил Юрий Алексеевич Гагарин. Но, что тогда означает число 108? (первый полёт длился 108 минут).
Наш урок будет посвящён космосу. В этот день на космодроме Байконур бывает праздник, давайте представим, что нас пригласили туда.
3. Игровой замысел
– Мы в центре управления полётом, на экране монитора видны космонавты, находящиеся сейчас на орбите, в этот момент с ними осуществляется связь и вдруг…. Экран погас, а затем появилась на нём карта звёздного неба, и все услышали голос. (На экране картинка с космонавтами, звучит спокойная мелодия; затем заставка сменяется картинкой звёздного неба и звучит запись голоса.)
Аудиозапись.
– Мы, инопланетные существа, наша планета находится в созвездии Скорпиона, как называется ваша планета? Расскажите о ней.
4. Игровые действия
– Как называется наша планета, какую форму она
имеет? (Земля, шар.)
– Наша планета единственная, где есть суша и
вода. Много садов и лесов.
Аудиозапись.
– Как вы передвигаетесь по суше? Какая у вас
зависимость между временем, скоростью и
расстоянием?
– Как можно найти путь, если известны скорость и
время?
– Как можно найти скорость, если известны путь и
время?
– Как можно найти время, если известны путь и
скорость?
Ученикам раздаю карточки, которые они должны будут заполнить.
v | t | s |
30 мин | 2460 км | |
80 м/с | 3680 м | |
56 км/ч | 32 ч |
Аудиозапись.
– Как вы передвигаетесь по рекам? Как учитывается скорость течения реки? Как найти скорость движения по течению реки, против течения?
– Найти скорость по течению реки, время, скорость против течения, если собственная скорость лодки 12 км/ч, скорость течения реки 3 км/ч, расстояние проходимое лодкой по течению 45 км и против течения 36 км. (Краткая запись задачи на доске.)
Аудиозапись.
– Какой формы ваше жилище? Как найти его объём?
Ученики работают с раздаточным материалом. На партах модели куба и прямоугольного параллелепипеда.
– Ребята, что вы будете измерять для нахождения объёма тел? (Длину, ширину, высоту.) Приступайте.
Аудиозапись.
– Какую форму имеют участки, на которых выращивают сады? Как определить их площадь?
Ученики работают с раздаточным материалом. На партах геометрические фигуры квадрат и прямоугольник.
– Выполните необходимые измерения, вычислите их площади и сделайте соответствующие записи в тетради.
5. Подведение итогов
Аудиозапись.
– Благодарим за информацию, ждём вас в гости, запишите в столбик наши координаты:
- сумма чисел 3245 и 3796.
- Разность чисел 1536 и 795.
- Произведение чисел 205 и 74.
- Частное чисел 169 и 13.
- Квадрат числа 7.
- Куб числа 4.
Ученики записывают математический диктант.
– Вычислить значения этих выражений и после выполнения работы тетради сдать.
6. Домашнее задание
Обращаю внимание учеников на записанное на доске домашнее задание.
7. Рефлексия
– Вот и закончилась наша встреча, понравился ли
вам наш урок?
– Какими знаниями мы сегодня поделились с нашими
инопланетными гостями?
– Хотели бы вы снова встретиться с ними?