"Встреча с инопланетянами". Решение задач. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


“В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”.
В. Сухомлинский

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по решению различных типов задач; провести диагностику усвоения системы знаний и умений каждого ученика на заключительном этапе изучения темы; содействовать рациональной организации труда; развивать познавательный интерес.

П л а н:

  1. Актуализация опорных знаний.
  2. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели для игры.
  3. Игровой замысел.
  4. Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого ученика по данной теме на этом этапе обучения.
  5. Подведение итогов игры и урока.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Оформление: портрет Ю.А.Гагарина, карта созвездий, глобус, модели куба и прямоугольного параллелепипеда, раздаточный материал, компьютер и проектор.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний

– Здравствуйте, начнём наш урок с разминки.

Учащимся предлагаю выполнить устные упражнения.

  1. Какие числа называются натуральными?
  2. Назовите порядок действий.
  3. Что означает квадрат числа?
  4. Что означает куб числа?
  5. Вычислить:

(100 + 500):5:10;
(4000 – 4000:2):500;
103 + 302 +183:3;
32 + (100:25 – 4) + 11.9.

Ответы записываю на доске: 12 4 1961, 108

2. Мотивационная беседа

– Сегодня у нас не обычный урок и числа, которые мы записали это зашифрованное послание. Как вы думаете, что они означают: 12 – число, 4- месяц, 1961 – год. Кто знает, что произошло в этот день?

12 апреля 1961 года осуществлён первый полёт в космос, его выполнил Юрий Алексеевич Гагарин. Но, что тогда означает число 108? (первый полёт длился 108 минут).

Наш урок будет посвящён космосу. В этот день на космодроме Байконур бывает праздник, давайте представим, что нас пригласили туда.

3. Игровой замысел

– Мы в центре управления полётом, на экране монитора видны космонавты, находящиеся сейчас на орбите, в этот момент с ними осуществляется связь и вдруг…. Экран погас, а затем появилась на нём карта звёздного неба, и все услышали голос. (На экране картинка с космонавтами, звучит спокойная мелодия; затем заставка сменяется картинкой звёздного неба и звучит запись голоса.)

Аудиозапись.

– Мы, инопланетные существа, наша планета находится в созвездии Скорпиона, как называется ваша планета? Расскажите о ней.

4. Игровые действия

– Как называется наша планета, какую форму она имеет? (Земля, шар.)
– Наша планета единственная, где есть суша и вода. Много садов и лесов.

Аудиозапись.

– Как вы передвигаетесь по суше? Какая у вас зависимость между временем, скоростью и расстоянием?
– Как можно найти путь, если известны скорость и время?
– Как можно найти скорость, если известны путь и время?
– Как можно найти время, если известны путь и скорость?

Ученикам раздаю карточки, которые они должны будут заполнить.

v t s
  30 мин 2460 км
80 м/с   3680 м
56 км/ч 32 ч  

Аудиозапись.

– Как вы передвигаетесь по рекам? Как учитывается скорость течения реки? Как найти скорость движения по течению реки, против течения?

– Найти скорость по течению реки, время, скорость против течения, если собственная скорость лодки 12 км/ч, скорость течения реки 3 км/ч, расстояние проходимое лодкой по течению 45 км и против течения 36 км. (Краткая запись задачи на доске.)

Аудиозапись.

– Какой формы ваше жилище? Как найти его объём?

Ученики работают с раздаточным материалом. На партах модели куба и прямоугольного параллелепипеда.

– Ребята, что вы будете измерять для нахождения объёма тел? (Длину, ширину, высоту.) Приступайте.

Аудиозапись.

– Какую форму имеют участки, на которых выращивают сады? Как определить их площадь?

Ученики работают с раздаточным материалом. На партах геометрические фигуры квадрат и прямоугольник.

– Выполните необходимые измерения, вычислите их площади и сделайте соответствующие записи в тетради.

5. Подведение итогов

Аудиозапись.

– Благодарим за информацию, ждём вас в гости, запишите в столбик наши координаты:

  1. сумма чисел 3245 и 3796.
  2. Разность чисел 1536 и 795.
  3. Произведение чисел 205 и 74.
  4. Частное чисел 169 и 13.
  5. Квадрат числа 7.
  6. Куб числа 4.

Ученики записывают математический диктант.

– Вычислить значения этих выражений и после выполнения работы тетради сдать.

6. Домашнее задание

Обращаю внимание учеников на записанное на доске домашнее задание.

7. Рефлексия

– Вот и закончилась наша встреча, понравился ли вам наш урок?
– Какими знаниями мы сегодня поделились с нашими инопланетными гостями?
– Хотели бы вы снова встретиться с ними?