Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Наиболее благоприятными для творческого развития детей являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка.
Изобразительная деятельность способствует активному познанию ребенком окружающего мира, воспитывает способность творчески отражать свои впечатления в графической или пластической форме. Знакомя своих воспитанников в детском саду с произведениями изобразительного искусства, мы способствуем эмоциональному и художественному развитию, стараемся научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений, и увидеть, как по-разному отображают их в своем творчестве художники. По результатам систематического контакта с миром эстетически значимых примеров и явлений. Мы отмечаем, что ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках, пластических формах. Он получает разного рода информацию, которая входит в него даже через чисто физиологические процессы – удовольствие или неудовольствие. Благодаря этому накапливаются впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые и представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляются простейшая эстетическая избирательность, и эстетические чувства. Знакомясь с произведениями искусства, дети учатся видеть его содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение, и как все это передал художник, скульптор, народный мастер.
Для успешной работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством требуется качественно изменить подход к развитию детского творчества, и, как следствие, активному внедрению в практику интегрированных занятий.
Использование нами интегрированных занятий обусловлено следующими причинами:
- для детей дошкольного возраста художественное творчество носит синкретический (слитный) характер, в котором не отделены и не специализированны различные виды искусства;
- познание ребенком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения;
- интегрированные занятия активизируют все психические процессы, обеспечивающие успешное осуществление детской художественно – творческой деятельности.
Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Взаимосвязь, взаимопроникновение различных видов искусств в разнообразной художественно творческой деятельности являются основным правилом в построении наших занятий с детьми. Уникальную возможность использования нескольких приемов одновременно предоставляют интегрированные занятия.
Для более эффективного развития творческого потенциала ребенка посредством интегрированных занятий используются как традиционные, так и инновационные методы, такие, как метод одномоментности, метод контрастности, метод ”подмостерья”
Традиционные методы в совокупности с инновационными методами способствуют в большей степени развитию художественно – творческих способностей детей, развитию детского восприятия, художественно – образному мышлению и активной творческой деятельности детей.
Поэзия – богатейший в воспитательном и образовательном отношении материал, который раскрывает перед детьми богатство окружающего мира, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни, формирует в ребенке собственное отношение к действительности. Активное использование на занятиях литературных произведений, особенно поэзии А.С.Пушкина, А.Фета, С.Есенина и других, помогает не только знакомить детей с поэзией, но и проводить словарно – семантическую работу с детьми, позволяет обращать внимание на орфоэпическое правильное произношение слов, на музыкальность их звучания, на образность языка стихотворения. Все это способствует развитию речи и обогащению словарного запаса детей, помогает вдумываться в смысловое содержание литературного произведения, приближает детей к творческому процессу. Знакомство с эмоционально-эстетическими терминами, с искусствоведческими терминами, с образными словами и выражениями, не только развивает речь детей, но и учит высказывать свое мнение и суждения, давать оценку увиденным произведениям.
Обязательная составляющая часть наших интегрированных занятий – музыка, которая позволяет в наибольшей степени создать эмоционально положительный настрой в соответствии с поставленной задачей, затрагивает самые сокровенные струны детской души. Знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной классики начинается на музыкальном занятии. Вместе с детьми мы учимся слушать и понимать произведения П.Чайковского, А.Вивальди, С.Рахманинова, Д.Шостаковича. Музыка продолжает звучать и в группе, способствуя творческому рождению маленьких детских шедевров.
На занятиях мы с детьми не просто слушаем музыку, а учимся сравнивать, сопоставлять музыкальное произведение и произведение живописи, выделять их основные выразительные средства.
Дети даже 5-го года жизни легко усваивают связь между высокими звуками и светлыми красками, между мрачными низкими звуками и темными красками. И в этом случае большое практическое значение имеет навык цветоведения, т.е. ребенку просто необходимо дать элементарные представления о смешивании красок, развить умение получать новые оттенки, пользоваться палитрой.
Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник: рисование пальцами, технику оттиска или печатки, кляксографии, монотипию, рисование с натуры, рисование по сырому листу, пластилиновое рисование, рисование по точкам, по трафаретам. Использование различных техник в практических занятиях позволяет раскрыть новые творческие возможности и способности, сделать занятия разнообразными и интересными. Знания об особенностях техник в живописи, умение подобрать и качественно использовать тот или иной вид техники расширяет кругозор в области использования разнообразных материалов и оборудования и способствует развитию интеллектуально – познавательных способностей детей.
Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.
В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала детям предлагается тот или иной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекать самих детей. Соответствующими вопросами побуждать их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.
Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.
Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.
Занятие для подготовительной группы “Настроение”Цель: закрепить представления о понятии графические технологии, учить детей ставить творческие задачи и искать средства их решения. Развивать фантазию, творческое воображение детей.
Материал: карандаши простые и цветные, гуашь, фломастеры, акварельные краски. Репродукции пейзажей И.Левитана, И.Шишкина, фотографии различных состояний природы. Музыкальное сопровождение И.Чайковский “Времена года” и А.Вивальди “Времена года”
Ход занятия
– Ребята, давайте с вами сегодня отправимся на экскурсию по выставочному залу, в который превратиться наша группа. Посмотрите внимательно на репродукции картин. Как называется жанр представленных здесь картин? Какое время года на них изображено? Обратите внимание, как художники передают разные состояния природы. Какие краски они для этого используют?
– Чем отличаются картины Левитана “Март” и “Весна”? Чем отличаются картины Левитана “Осенний день” и “Золотая осень”? Правильно, художник изобразил разное состояние погоды в одно и то же время года. Прослушайте, как об этих временах года писали поэты: А.С.Пушкин:”Осень”,”Гонимы вешними лучами…” и А.Фет:” Первый ландыш”, “Тополь”.
– Ребята, какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на эти картины и слушаете стихотворения. Какая картина вам больше понравилась? Почему?
– Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эти картины? Почему?
– Ребята, я хочу вам предложить нарисовать свое настроение, как одно из состояний природы: яркий солнечный день и вы веселы, хмурый осенний вечер и вам грустно, грустный дождик или первый снегопад и вам тоскливо. Как вы думаете, какими цветами можно нарисовать весенний день, а лес ранней или поздней осенью? Какие материалы можно использовать, что бы передать настроение леса? А свое настроение?
– Напоминаю вам, что не обязательно использовать много цветов и их оттенков, достаточно взять два – три цвета. Даже одним цветом можно передать настроение: зеленым – покой, желтым или оранжевым – радость, серым – грусть, тревогу.
– Я вам предлагаю самостоятельно выбрать, чем вы будете работать.
Во время работы звучит музыка А.Вивальди. В конце занятия устраиваем выставку детских работ, и предлагаю детям отгадать какое у кого настроение.