Числа и цифры. Римские цифры. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Образовательная: сформировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
  • Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщить, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление, память; развивать математическую речь и познавательную активность.
  • Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

Задачи:

  • познакомить с новыми неизвестными системами счисления;
  • римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: Карточки с заданиями, таблицы с арабскими и римскими цифрами, мультимедийный проектор, экран, презентация (cм. Приложение 1)

План урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Самоопределение к деятельности – 1 мин. Создание ситуации для включения в деятельность;

Создание положительной эмоциональной направленности

Концентрируют внимание. Указывают шкалу самооценки, как планируют сегодня работать
2. Актуализация опорных знаний и мотивация (гимнастика для глаз) – 6 мин Использование индивидуальной и фронтальной формы работы Повторяют счёт. Выполняют устные вычисления в пределе 10.

Называют отличие числа от цифры.

3. Постановка учебной задачи – 3мин Создание ситуации для постановки проблемы Рассматривают записи под рисунками. Рассматривают записи под рисунками.

Обсуждают в группах, выдвигают гипотезу

4. Открытие нового знания – 12 мин Организация поисковой деятельности.

Побуждающий к открытию рассказ учителя о различных системах счисления (презентация)

Строят проект выхода из затруднения.

Смотрят презентацию

5. Физкультминутка – 1мин    
6. Первичное закрепление– 5 мин Организация групповой работы Записывают римские цифры. Обозначают число предметов разными цифрами, работая в парах.

Комментируют

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(На экране – ответ) – 5 мин

Организация самостоятельной письменной работы Выполняют письменную работу
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений – 5 мин Предлагается учащимся выполнить задание, содержащее новые знания, а также моделирование римских цифр. Выполняют задание, содержащее новые знания.

Моделируют римские

цифры

9. Рефлексия деятельности– 2 мин Ответы на вопросы.

Поднимите зелёный кружок, если считаете, что активно работали на уроке; если чего–то не поняли – красный кружок

Расскажите дома о различных системах

Нумерации

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

Учитель:

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Пожелаю всем удачи!
За работу в добрый час!
Всё получится у нас!

– Хочется, чтобы вы были внимательными и постарались сами открыть секреты математики.
– Укажите шкалу самооценки, как вы планируете работать на уроке.
(Зелёный – хорошо, красный – не очень.)

2. Актуализация опорных знаний и мотивация

1. Загадка (на экране):

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу.
Белы дома.

Ночью к нам пришла….. (зима) – сколько в слове букв, звуков? Как узнали? (Посчитали.)

– По каким признакам узнали зиму? (Лежит снег, похолодало.)

– Сколько признаков назвали? Как получили число? (Посчитали.)

Вывод: как получить любое число? (Нужно сосчитать.)

На слайде – зима

2. Устные вычисления в пределе 10 (несколько учеников работают на карточках):

Попробуйте сосчитать детей, которых я назову:

По снегу бегают Володя, Зина, Алёша,
А за ними Лена, Катенька и Гена, а потом ещё Игнат.

– Сколько девочек? Мальчиков?
– Сколько во дворе ребят?
– Назовите наименьшее число (3), его соседей,
– Последующее для числа 4 (5)
– Дополните каждое число до 10
– Составьте числовые выражения с этими числами (3+4=7, 4+3=7, 7-3=4, 7-4=3)

3. Отличие цифры от числа:

– Какие цифры понадобятся для записи этих выражений?
– Что делаем с помощью чисел (считаем предметы, называем их порядок)
– Что такое цифра (знак числа)

4. Нахождение цифр, известных детям: (запись известных цифр на магнитных досках):

– Назовите числа в порядке возрастания. Что происходит с каждым последующим числом? (увеличивается на 1), а с предыдущим (уменьшается на 1)?

Гимнастика для глаз

(На слайде)

3. Постановка учебной цели

Работа в группах

(Слайд) В одной старой книге Петя увидел рисунки, Сосчитайте число предметов на каждом рисунке (с.30 №1) [3]

– Подумайте, что могут означать записи под рисунками?
– Как вы прочитали знаки под рисунками? [4]

(Обсуждают в группах, выдвигают гипотезу):

– Какова же сегодня тема урока? (Цифры и числа.)

4. Открытие детьми нового знания

– Что такое цифра? (Знак числа.)
– Что нового узнали? (Для одного и того же числа существуют разные цифры.) [2]
– В мире много народов и многие записывают цифры по – своему, сейчас мы окажемся в древнем мире и увидим, как люди начинали считать (Слайды)
– Ответьте на вопрос, какой нумерацией мы пользуемся сейчас? (Арабской.)
– Всегда ли люди пользовались этими числами? Из какой страны и когда они к нам пришли? А хотите узнать (Слайд)
– Арабская нумерация. Это самая распространенная на сегодняшний день нумерация, которой мы пользуемся в настоящее время.
Применяемые нами цифры сложились в Индии. Европе они стали известны благодаря трудам арабских математиков. Из арабского языка заимствовано и слово "цифра"
[1], [4]

Откуда к нам пришли эти знаки: I, V, X?
– Что они обозначают?
– Кто их распространил по всему миру?
– Где мы встречаем римские цифры?

5. Физкультминутка

– При помощи рук показать римские цифры I, II, III, V, X
– С помощью левой ноги в воздухе написать I, II, III, V, X, XX, эти же цифры прописать в воздухе правой ногой.

6. Первичное закрепление

  1. Назвать римские цифры с помощью модели числа (Слайд)
  2. Запись римских цифр на магнитной доске (С.31,№5) [3]
  3. Обозначение числа предметов разными цифрами (С.31 36) [3] – работа в парах
  4. Ответы на вопросы:

– Что ты можешь рассказать о числах? (С помощью чисел мы называем количество предметов и называем предметы по порядку)?

– Что такое цифра? (Знак числа. С помощью цифр мы записываем числа.)

Сверим ответ с выводами учебника с.31 [3]

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание 7 (с.31) [3]

– Расставьте римские и арабские цифры на числовом отрезке

(Проверка – самоконтроль: слайд на экране.)

8. Моделирование римских цифр с помощью палочек:

I, II, III

– Как при помощи двух палочек получить число 5, 10? (V, X)

IX. Рефлексия деятельности

Я узнал … Я научился … Я понял … Я смог ….
Самым трудным было …

– Поднимите зелёный кружок, если вам понравилось на уроке, красный, если были трудности.
– Расскажите дома, что интересного вы узнали на уроке.
– Молодцы! Мне было приятно с вами работать!
– Урок окончен!

Используемая литература

  1. Воронина О.В. Математика в исторических событиях. 1–4 класс: материалы к занятиям, Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Демидова Т.Е., Козлова В.А., Тонких А.П. Математика, 1 класс. Методические рекомендации для учителя, М., Баласс, 2009.
  3. Демидова Т.Е., Козлова В.А., Тонких А.П. Моя математика, учебник в трёх частях для 1 класса, часть 2. М., Баласс, 2009.
  4. Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. – М.: Аванта +, 2004.