Цели:
- Образовательная: сформировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
- Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщить, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление, память; развивать математическую речь и познавательную активность.
- Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Задачи:
- познакомить с новыми неизвестными системами счисления;
- римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: Карточки с заданиями, таблицы с арабскими и римскими цифрами, мультимедийный проектор, экран, презентация (cм. Приложение 1)
План урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Самоопределение к деятельности – 1 мин. | Создание ситуации для включения в
деятельность; Создание положительной эмоциональной направленности |
Концентрируют внимание. Указывают шкалу самооценки, как планируют сегодня работать |
2. Актуализация опорных знаний и мотивация (гимнастика для глаз) – 6 мин | Использование индивидуальной и фронтальной формы работы | Повторяют счёт. Выполняют устные
вычисления в пределе 10. Называют отличие числа от цифры. |
3. Постановка учебной задачи – 3мин | Создание ситуации для постановки проблемы | Рассматривают записи под рисунками.
Рассматривают записи под рисунками. Обсуждают в группах, выдвигают гипотезу |
4. Открытие нового знания – 12 мин | Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя о различных системах счисления (презентация) |
Строят проект выхода из затруднения. Смотрят презентацию |
5. Физкультминутка – 1мин | ||
6. Первичное закрепление– 5 мин | Организация групповой работы | Записывают римские цифры. Обозначают
число предметов разными цифрами, работая в парах. Комментируют |
7. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону (На экране – ответ) – 5 мин |
Организация самостоятельной письменной работы | Выполняют письменную работу |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений – 5 мин | Предлагается учащимся выполнить задание, содержащее новые знания, а также моделирование римских цифр. | Выполняют задание, содержащее новые
знания. Моделируют римские цифры |
9. Рефлексия деятельности– 2 мин | Ответы на вопросы. Поднимите зелёный кружок, если считаете, что активно работали на уроке; если чего–то не поняли – красный кружок Расскажите дома о различных системах Нумерации |
Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу |
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности
Учитель:
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Пожелаю всем удачи!
За работу в добрый час!
Всё получится у нас!
– Хочется, чтобы вы были внимательными и
постарались сами открыть секреты математики.
– Укажите шкалу самооценки, как вы планируете
работать на уроке.
(Зелёный – хорошо, красный – не очень.)
2. Актуализация опорных знаний и мотивация
1. Загадка (на экране):
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу.
Белы дома.
Ночью к нам пришла….. (зима) – сколько в слове букв, звуков? Как узнали? (Посчитали.)
– По каким признакам узнали зиму? (Лежит снег, похолодало.)
– Сколько признаков назвали? Как получили число? (Посчитали.)
Вывод: как получить любое число? (Нужно сосчитать.)
На слайде – зима
2. Устные вычисления в пределе 10 (несколько учеников работают на карточках):
– Попробуйте сосчитать детей, которых я назову:
По снегу бегают Володя, Зина, Алёша,
А за ними Лена, Катенька и Гена, а потом ещё Игнат.
– Сколько девочек? Мальчиков?
– Сколько во дворе ребят?
– Назовите наименьшее число (3), его соседей,
– Последующее для числа 4 (5)
– Дополните каждое число до 10
– Составьте числовые выражения с этими числами
(3+4=7, 4+3=7, 7-3=4, 7-4=3)
3. Отличие цифры от числа:
– Какие цифры понадобятся для записи этих
выражений?
– Что делаем с помощью чисел (считаем предметы,
называем их порядок)
– Что такое цифра (знак числа)
4. Нахождение цифр, известных детям: (запись известных цифр на магнитных досках):
– Назовите числа в порядке возрастания. Что происходит с каждым последующим числом? (увеличивается на 1), а с предыдущим (уменьшается на 1)?
Гимнастика для глаз
(На слайде)
3. Постановка учебной цели
Работа в группах
(Слайд) В одной старой книге Петя увидел рисунки, Сосчитайте число предметов на каждом рисунке (с.30 №1) [3]
– Подумайте, что могут означать записи под
рисунками?
– Как вы прочитали знаки под рисунками? [4]
(Обсуждают в группах, выдвигают гипотезу):
– Какова же сегодня тема урока? (Цифры и числа.)
4. Открытие детьми нового знания
– Что такое цифра? (Знак числа.)
– Что нового узнали? (Для одного и того же числа
существуют разные цифры.) [2]
– В мире много народов и многие записывают цифры
по – своему, сейчас мы окажемся в древнем мире и
увидим, как люди начинали считать (Слайды)
– Ответьте на вопрос, какой нумерацией мы
пользуемся сейчас? (Арабской.)
– Всегда ли люди пользовались этими числами? Из
какой страны и когда они к нам пришли? А хотите
узнать (Слайд)
– Арабская нумерация. Это самая
распространенная на сегодняшний день нумерация,
которой мы пользуемся в настоящее время.
Применяемые нами цифры сложились в Индии. Европе
они стали известны благодаря трудам арабских
математиков. Из арабского языка заимствовано и
слово "цифра" [1], [4]
– Откуда к нам пришли эти знаки: I, V, X?
– Что они обозначают?
– Кто их распространил по всему миру?
– Где мы встречаем римские цифры?
5. Физкультминутка
– При помощи рук показать римские цифры I, II, III,
V, X
– С помощью левой ноги в воздухе написать I, II, III,
V, X, XX, эти же цифры прописать в воздухе правой
ногой.
6. Первичное закрепление
- Назвать римские цифры с помощью модели числа (Слайд)
- Запись римских цифр на магнитной доске (С.31,№5) [3]
- Обозначение числа предметов разными цифрами (С.31 36) [3] – работа в парах
- Ответы на вопросы:
– Что ты можешь рассказать о числах? (С помощью чисел мы называем количество предметов и называем предметы по порядку)?
– Что такое цифра? (Знак числа. С помощью цифр мы записываем числа.)
Сверим ответ с выводами учебника с.31 [3]
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задание 7 (с.31) [3]
– Расставьте римские и арабские цифры на числовом отрезке
(Проверка – самоконтроль: слайд на экране.)
8. Моделирование римских цифр с помощью палочек:
I, II, III
– Как при помощи двух палочек получить число 5, 10? (V, X)
IX. Рефлексия деятельности
Я узнал … Я научился … Я понял … Я смог ….
Самым трудным было …
– Поднимите зелёный кружок, если вам
понравилось на уроке, красный, если были
трудности.
– Расскажите дома, что интересного вы узнали на
уроке.
– Молодцы! Мне было приятно с вами работать!
– Урок окончен!
Используемая литература
- Воронина О.В. Математика в исторических событиях. 1–4 класс: материалы к занятиям, Волгоград: Учитель, 2009.
- Демидова Т.Е., Козлова В.А., Тонких А.П. Математика, 1 класс. Методические рекомендации для учителя, М., Баласс, 2009.
- Демидова Т.Е., Козлова В.А., Тонких А.П. Моя математика, учебник в трёх частях для 1 класса, часть 2. М., Баласс, 2009.
- Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. – М.: Аванта +, 2004.