Цели:
- проверка знаний и умений учащихся в условиях более сложных по сравнению с этапом обучения;
- создание проблемных ситуаций и типов заданий поискового характера;
- развитие сообразительности, чувства слова;
- формирование умения творческого применения знаний;
- воспитание интереса в теории и практике языка, культуре речи.
В игре участвуют три команды. Каждая из них имеет сове название и эмблему.
Конкурс-разминка “Сломанный телефон”(Приложение 1, слайд 2)
Первый игрок выбирает карточку, по команде передает слово следующему, чья команда передаст слово по цепочке? Последний игрок называет слово, которое он услышал.
Слово первой команде: УЧЕБНИК
Слово второй команде: ДНЕВНИК
Слово третьей команде: ДИРЕКТОР
Конкурс “Загадки-добавлялки”
(Слайд 3)
Я люблю прямоту, я сама прямая,
Сделать ровную черту всем я помогаю
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка!
Угадай-ка, друзья, кто же я?.. (Линейка.)То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать
Называюсь я… (Тетрадь.)Я с собой ее ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка-
Самопишущая … (Ручка.)
Конкурс “Собери слово”
(Слайд 5)
Это было в воскресенье
У слона на дне рождения.
Гости пели, веселились
В хороводе так кружились.
Что на части развалились
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать!
Задание: ан-ло-ти-мед-ка-ко-дил-ведь-кто-о-не-мот-ге-бе-раф-нок-ле-жи
Ответ: антилопа, медведь, крокодил, бегемот, жираф, олененок.
Конкурс “Составь пословицы и поговорки”
(Слайд 7)
- Расположите слова пословиц и поговорок в правильном порядке:
- Один, семь, ответ, бед. (Семь бед – один ответ).
- Несчастье, бросай, не, в, друга. (Не бросай друга в несчастье).
- Скажи, подумай, потом, сначала. (Сначала подумай, потом скажи).
- Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит).
- Дела, слов, меньше, больше. (Больше дела, меньше слов).
- Не, дурная, голова, даёт, ногам, покоя. (Дурная голова ногам покоя не даёт).
- Возят, обиженных, на, воду. (На обиженных воду возят).
- Начало, зимы, середина, году. (Года начало – зиме середина).
Конкурс “Шарады”
(Слайд 8)
а) К торжественному крику прибавь согласный
звук,
Чтоб протянулись горы с севера на юг. (Ура-л)
б) Корень мой находится в “цене”.
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все
встречали,
Весь же – в дневнике или же в журнале. (О-цен-к-а.)
в) В “списке” вы мой обнаружите корень,
Суффиксе – в “собрании” встретите
вскоре,
В слове “рассказ” вы приставку
найдете,
В целом – ко мне на уроке пойдете. (Рас-пис-ани-е.)
Конкурс “Играем в прятки”
(Слайд 9)
Между слов в стихах спрятались насекомые,
животные, птицы, рыбы.
В каждых двух строчках кто-то есть.
Например:
Была гроза, и я целый час
Не открывал от страха глаз. (Заяц.)
Задание: Какая команда отыщет за 5 мин. больше спрятавшихся?
Мне в лесу совсем не худо,
Да и сам я просто чудо!
Высоко летает стриж,
Но со мною не сравнишь.
Я кашу есть не стал…ещё бы!
Крючок торчит из этой сдобы.
Люблю я край родных озёр,
Шуршит камыш, горит костёр,
Туманы предрассветной ранью.
Болото затянули тканью…
Знакома рыбам тень моя,
Над гладью вод танцую я.
Притих камыш, мелькнула птица,
Всё спит, ничто не шевелится.
(Для справок: удод, сокол, сом, лещ, як, ёрш, улитка.)
Конкурс “Закодированное слово”
(Слайд 11)
Ведущий читает ряды слов, задача участника – внимательно прослушать, постараться запомнить их в том же порядке, в котором они названы, а затем на листочках записать лишь первые буквы. Должно получиться новое слово.
Кисель, ирис, небо, осёл – КИНО
Задание для команд:
1) Кактус, роза, орхидея, настурция, астра – крона
2) Пирог, аквариум, рубль, ива, клён – парик
3) Синица, рысь, енот, дятел, аист – среда
4) Глобус, орех, решето, орёл, хвоя – горох
5) Лимон, автобус, репа, ёж, клоп – ларёк
Конкурс “Найди новое слово”
(Слайд 12)
Пользуясь данными словами, составьте новые – кто больше? (Это задание получают все 3 команды.)
МАРТЫШКА – …
(Камыш, шрам, арык, карта, марш, штык, марка, тара, крыша).АКРОБАТ- …
(работа, рота, арка, брат, кобра, карта, крот).ПРОМОКАШКА – …
(каша, кошка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, крошка, окоп, мак).