Цель: создание условий для формирования умения и навыка деления многозначных чисел.
Задачи:
- закрепить алгоритмы письменного деления многозначных чисел;
- повторить старинные меры длины;
- развивать общеучебные умения и навыки (работа с карточками – заданиями, взаимоконтроль самоконтроль, работа в паре);
- воспитывать интерес к предмету, уважение друг к другу, взаимопонимание, гордость за свой край.
Оборудование: карточки с заданиями, таблички с названиями городов, номера автомобилей, сигнальные карточки, на столе учителя надпись “Пункт экстренной помощи”, карта гонки.
Карта гонки:
1 этап: "Готовность №1"
2 этап: "Старт"
3 этап: "Выезд на трассу"
4 этап: "Торопись медленно"
5 этап: "Привал "
6 этап: "Устрани неисправность"
7 этап: "Финиш"
Ход урока
I. Организационный момент
1 этап: "Готовность №1"
Учитель: Итак, друзья внимание – ведь прозвенел звонок .
Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.
Ребята! Сегодня наш урок мы проведём в форме игры "Автопробег по трассе успеха" и будем продолжать учиться делить многозначные числа на однозначные, на двузначные и трёхзначные. Все вы – члены экипажей супер-автомобилей, табличка с номером автомобиля стоит на вашем столе. За каждым столом экипаж: штурман и пилот. Как вы поняли, штурманы – это всем вам знакомые консультанты, которые помогают вам разобраться с трудностями в решении примеров и задач.
Штурманы за каждый этап урока выставляют оценку в бортовой журнал (за каждый правильный ответ 1 балл). Штурман-это человек, который хорошо знаком с трассой и может правильно направлять действия пилотов.
Мы будем курсировать по городам нашей славной
Белгородской области.
Наша трасса-трасса успеха. Я желаю всем экипажам
уверенно и удачно пройти по этой трассе.
Итак. Внимание! Ключ на старт. Мы начинаем
движение.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
Открыли тетради. Записали число.
II. Актуализация имеющихся знаний
2 этап:"Старт"
1. Внимание всех! Приготовили светофоры. Я буду называть примеры на умножение и деление с ответами, а вы следите верно или нет назван ответ.
Если не верно – голосуем красным сигналом.
Если верно – зелёным.
90 · 7 = 630 54 : 6 = 8 (9) 6 · 7 = 44 (42) 4800 : 6 0= 9 (80) 7 · 5 = 35 34 · 5 = 170 3 · 6 = 20 (18) 25 : 5 = 4 (5) 6400 : 8 = 800 9 · 8 = 73 (72)
2. В русских народных сказках, в произведениях писателей и поэтов мы часто встречаем старинные меры длины. Назовите их и скажите, какая это по современным меркам длина. (Аршин – это около 71 см, шаг человека; сажень: косая – 213 см, расстояние от концов пальцев поднятой вверх левой руки до конца пальцев правой ноги и маховая – около 176 см или размах обеих рук; вершок – около 5 см или это расстояние от конца пальца до второго сгиба; верста – около 1км 67 м; пядь – около 19 см или расстояние между большим и указательными пальцами, растянутыми на плоскости). В современной жизни давно уже их не используем, но иногда употребляем в своей речи. Такие крылатые выражения дошли до нас из глубины веков. Объясните смысл. (“От горшка два вершка” (маленький ростом человек), “Мерить на свой аршин” (делать что – то по своему), “Косая сажень в плечах”(огромный человек, богатырь), “ Семь пядей во лбу” (умный и способный человек).) Перед вами древнерусские меры длины: верста, аршин, сажень, пядь, вершок. Каждый экипаж , получив карточки с названиями этих мер, должна расположить их по мере убывания. Выиграет тот экипаж, который быстрее и правильнее выполнит это задание.
3. А так как вы отправляетесь в поездку, я предлагаю вам решить старинную задачу.
Ребятам из деревни до школы нужно пройти 6 вёрст полем, потом лесом на 4 версты меньше, чем полем. После леса ещё версту по тропинке вдоль реки. Сколько времени понадобится ребятам, если в час они проходили 3 версты. (3 часа.)
III. Закрепление деления многозначных чисел
3 этап: "Выезд на трассу"
Сейчас все члены экипажа работают с кодированными ответами. Найдите правильный ответ и записывайте соответствующую букву. У вас должны получиться названия городов нашей области. Чтобы быстрее справиться с заданиями, штурманы решают примеры с чётным номером, а пилоты – с нечётным номером. (Приложение 1)
Учитель: Поднимите таблички с получившимися ответами. (Белгород).
Сообщение о городе Белгороде.
Город ратный…
Трудовой.
Лебедь величавый
Вольный город твой и мой
Город русской славы…
Это главный город нашей Белгородской области. Возраст города – чуть больше 1000 лет. Население – 345 000 человек. В городе имеется 52 школы, 21 библиотека, 3 театра, 32 плавательных бассейна. 9 ВУЗов. Здесь работает множество предприятий, продукция которых известна не только в России, но и за её пределами.
Учитель. Штурман, первого правильно выполнившего задание, экипажа ставит по 1 баллу в свой бортовой журнал. Поднимите таблички с получившимися ответами.
Сообщение о городе Валуйки.
Город Валуйки – центр района. Население около 40 тысяч человек. В 1695 году город проездом посетил царь Пётр I. Сейчас это большой железнодорожный узел. Есть мясной, молочный и консервный комбинаты, сахарный завод. Валуйское педагогическое училище – одно из старейших в Центральном Черноземье. В городе есть медицинское и профессионально – техническое училище, пять школ.
Учитель. Много интересного можно узнать о городах нашей области, если изучить странички ваших школьных дневников.
Штурман, первого правильно выполнившего задание экипажа ставит 1 балл себе и своему пилоту.
IV. Домашнее задание
К следующему уроку я попрошу принести подобные кодированные задания, шифровки, где в ответах можно будет найти названия городов нашей области и написать маленькое сообщение о городе, название которого вы зашифруете.
Физкультминутка
Зарядка для глаз. Релаксация
Продолжаем движение. Следующий этап.
4 этап: “Торопись медленно”. Тише едешь – дальше будешь
Каждому из вас предстоит решить 4 задания и из всех предложенных ответов выбрать свои. В тетради записать пример, решить его и рядом указать номер ответа. Когда закончите, вы должны поменяться тетрадями с соседом. Я назову правильные номера, вы проверите ответы соседа. Штурман заносит результат в бортовой журнал. У кого не будет ошибок, тот зарабатывает 1 балл. (Приложение 2)
5 этап: “Привал”
У каждого экипажа есть на столах карточки. На них написаны примеры для штурмана и для пилота. Решив их, у вас должен получиться одинаковый ответ. Если нет, то кто-то из вас допустил ошибку. Найдите и исправьте её вместе.
штурман пилот 3111 – 72 : 18 = 386 · 10 – 753 =
Ответ: 3107
6 этап: “Устрани неисправность”
Для того, чтобы устранить неисправность в двигателе, вы должны проверить, верно ли указано число цифр в частном. Если верно, то ставьте букву В, неверно – букву Н. Запишите в тетрадь пример и укажите количество цифр в частном точками. Советуйтесь в парах.
Самопроверка.
Учитель показывает правильные ответы. Кто правильно выполнил задание, получает 1 балл.
V. Итог урока
7 этап: “Финиш”
Ребята, чем мы сегодня на уроке занимались? Что
повторили?
Посчитаем общие баллы. Объявление результатов.
Трасса успеха оказалась успешной сегодня для
экипажа автомобиля №
Каждый из вас достиг хороших результатов в этой игре. А если кто чувствует, что ему нужно чуть – чуть подтянуться, то нужно поторопиться. Оценки за урок я поставлю, когда посмотрю ваши бортовые журналы и посоветуюсь со штурманами.
VI.
РефлексияТеперь выскажите своё мнение об уроке. Если урок вам понравился и вы научились ещё лучше решать примеры, то возьмите зелёный светофор. А если вы считаете, что урок прошёл для вас без пользы, то красный.