Самооценка младшего школьника

Разделы: Школьная психологическая служба


Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей её жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л.Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.

Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в её развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские и зарубежные учёные изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в её развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека.

Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных качеств, поступков и умений; их осознание и оценочное к ним отношение.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной; и в зависимости от этого она может, как стимулировать активность человека, так и подавлять её. От самооценки человека зависит характер его общения с окружающими, развитие личности. Низкая самооценка способствует развитию у человека неуверенности в собственных возможностях. Во всех своих начинаниях и делах он ждет только неуспеха. Такая самооценка может сопровождаться эмоциональными срывами. Адекватная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение, гармонию.

Прежде, чем определить форму самооценки детей младшего школьного возраста, необходимо обозначить основные факторы её формирования. Ребёнок стал школьником. В его жизни устанавливается новый распорядок дня, появляются новые обязанности и требования к его жизни. В связи с этим ребенок ко многому пытается перестроить своё отношение. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, сделать так, чтоб именно его похвалил учитель. Это порождает новые переживания – желание добиться успеха, и боязнь оказаться неуспешным. Большое влияние на младшего школьника оказывает учитель, который дает ему знания, проверяет и контролирует выполнение им заданий, ставит отметки не только за знания, но и за поведение. Ребёнка волнуют замечания учителя, он старается сделать так, чтобы их не было.

Поступление в школу ставит ребёнка в новое положение в семье; у него появляются обязанности – и с этим считаются близкие. Родители интересуются его школьной жизнью, контролируют выполнение домашнего задания; хвалят за хорошие отметки, за положительные достижения и осуждают, если ребенок получает низкие отметки.

У младшего школьника появляются собственные взгляды, отношения, собственные требования и оценки. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя и своих товарищей. Очень часто его оценки не являются правильными, так как они в первую очередь говорят о его желаниях, а не о действительности.

В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники, третьеклассники и в особенности ученики четвертого класса относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи.

Нередко у школьников наблюдается переоценка своих сил и возможностей. Может появиться чувство зазнайства. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми.

Для определения формы самооценки у младшего школьника мною было проведено диагностическое исследование. Оно проводилось в одной из московских школ; был выбран второй класс, то есть возраст детей 8-9 лет. В классе 20 учащихся.

Задачи были поставлены следующие:

  • Подобрать диагностические методики
  • Провести диагностику
  • Обработать полученные результаты
  • Разработать рекомендации для родителей и учителей

Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска мною использовались следующие методики:

  1. Методика А.И.Липкиной “Три оценки”
  2. Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки
  3. Исследование самооценки по методики Дембо-Рубинштейн.

Первая диагностика. Дети на уроке математики (10 минут) выполнили задание, которое называлось “Математический диктант вида Да/Нет”. Оно состояло из 12 пунктов и включало следующие задания:

  • 6 уменьшить на 1, получится 7.
  • Сумма чисел 5 и 3 равна 2.
  • Число 4 называют при счете сразу после числа 3.
  • 9- это 6 и 3.
  • Из 7 вычесть 3, получится 5.
  • Число 83 меньше числа 79.
  • 59 плюс 23, получится 87.
  • Если число 80 увеличить на 1, то получится 90.
  • Число 68 называют при счёте между числами 71 и 72.
  • Первый множитель равен 4, второй множитель равен первому. Произведение равно 16.
  • Первый множитель равен 2, второй равен 3. Произведение равно 8.
  • Первый множитель равен 3, второй равен 3. Произведение равно 10.

На следующем уроке дети увидели свои работы. Каждая работа была оценена тремя балльными показателями (5,4,3 или 2). Дети выбрали ту оценку, которую, по их мнению, они заслужили. Выбранные детьми оценки сравнивались с адекватными оценками учителя. На основе данной методики были получены следующие результаты:

У 15% учащихся данного класса заниженная самооценка, ещё у 15% – адекватная и у 70% учащихся завышенная самооценка.

Вторая методика. Учащимся было предложено из перечисленных личностных качеств выбрать 5, которые, по мнению каждого из учащихся, характеризуют идеальную личность. Перечень качеств был следующий: аккуратность, настойчивость, ум, доброта, красота, вежливость, энергичность, справедливость, воспитанность, хитрость.

Затем учащиеся ранжировали выбранные качества по степени значимости идеала, а потом по степени значимости для себя. После ранжирования был подсчитан коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и сделан вывод о количественном уровне самооценки учащихся данного класса.

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком в спокойной обстановке. Перед тестированием на уроке русского языка была проведена подготовительная лексическая работа, где в ходе беседы было рассмотрено лексическое значение каждого данного имени прилагательного.

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у 55% учащихся данного класса высокий уровень самооценки, у 35% – средний, у 10% – низкий.

Третья методика. Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками:

  • При каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или чувствовали гордость за себя (x);
  • Как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны в данный момент (–).

Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут. Согласно данной методике у 60% уровень самооценки высокий, у 20% – средний, и ещё у 20% – низкий.

Мною был проведён и анализ уровня успеваемости учащихся. Было выявлено: 4 человека характеризуются как “отличники”, 11 человек характеризуются как “хорошисты”, 5 человек характеризуются как “слабоуспевающие”.

Сопоставляя эти данные с полученными результатами в ходе исследования можно сделать вывод, что уровень самооценки и успеваемости связаны между собой. Чаще всего низкий уровень самооценки наблюдается у учащихся с низкой успеваемостью, а высокий уровень самооценки – у детей, которые характеризуются как “отличники” или “хорошисты”.

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

Мною были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

  1. При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.
  2. Учить слушать других.
  3. Воспитывать чувство сопереживания.
  4. Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.
  5. Аргументировать оценки.

 Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

  1. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.
  2. Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.
  3. Вовлекать учащихся в коллективную работу.
  4. При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.
  5. Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

Обобщая изложенное выше, можно сказать, что у 60% учащихся выбранного мной класса, самооценка завышенная.

Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.

Учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.