Профессиональное самоопределение

Разделы: Технология


Пояснительная записка

… Я интересуюсь своим будущим потому, что собираюсь провести там всю свою остальную жизнь.
К. Чарлз

В жизни каждого человека наступает момент, когда предстоит сделать выбор своего дальнейшего пути профессионального самоопределения. Это выпадает на подростковый и ранний юношеский возраст. Поэтому очень важно именно в эти годы выявить и по мере возможности развить те способности, на основе которых школьнику можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии, чтобы требования совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Для решения проблемы профессионального самоопределения не всегда бывает достаточно провести консультацию и дать рекомендацию. Сегодня помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении должна пониматься широко и быть действенной, потому что количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. Совсем не просто бывает и устроиться на работу, имея уже профессиональный диплом.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан курс по выбору, который предлагается учащимся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.

Курс “Профессиональное самоопределение” рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), имеет информационную направленность.

Рабочая программа курса разработана на основе

  • раздела “Современное производство и профессиональное образование” федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии (2004 г) (далее – выделено курсивом);
  • программы Департамента образования Кировской области, Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Кировской области, Кировского областного института усовершенствования учителей “Технология поиска работы” (2004г);
  • примерной программы для основного общего образования по технологии по направлению “Технология. Технологический труд”.

Цель: знакомство с ситуацией на рынке труда, освоение понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, формирование правильного понимания проблемы выбора профессии и умений организации оптимального поведения на рынке труда.

Задачи:

  • изучение рынка труда, проблемы занятости;
  • овладение методами ориентации в мире профессий и выбора их в соответствии со своими потребностями и требованиями на рынке труда, правилами поиска работы;
  • повышение уровня конкурентоспособности на рынке труда, профессионально- психологической адаптации в учебном или трудовом коллективе.

В результате изучение этого курса учащиеся должны знать:

  • ситуацию на рынке труда района, области;
  • факторы успешности и конкурентоспособности на рынке труда;
  • основы моделирования профессиональной карьеры;
  • формы и методы поиска работы, основы самопрезентации, правила собеседования с работодателем, этапы адаптации на новом рабочем месте, оформление трудовых отношений;
  • сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; требования к качествам личности при выборе профессии;

уметь:

  • осуществлять самоанализ развития своей личности;
  • построить модель собственной профессиональной карьеры;
  • подготовить резюме, автобиография в письменной форме;
  • проводить поисковый телефонный звонок и собеседование с работодателем;
  • находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства;
  • добывать информацию из различных источников для планирования профессиональной карьеры;
  • развивать способности самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
  • пользоваться словарями и справочниками, в том числе и электронными;
  • участвовать в проектной деятельности.

Учебно-тематический план


п/п
Название раздела Количество часов
1.
2.
3.
Сферы производства и разделение труда.
Профессиональное образование и профессиональная карьера.
Проектная деятельность.

6
19
9

Итого: 34

Содержание изучаемого курса

1. Сферы производства и разделение труда (6 часов).

Основные теоретические сведения:

Сферы современного производства. Основные составляющие производства. Разделение труда на производстве. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в конкретной отрасли. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Практические работы:

Анализ структуры предприятия и профессионального деления работников.

Варианты объектов труда:

Устав предприятия, данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации.

2. Профессиональное образование и профессиональная карьера (19 часов).

Основные теоретические сведения:

Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий. Сферы производства и сервиса. Понятие о рынке труда. Региональный и муниципальный рынок труда и их конъюнктура. Рейтинг профессий. Слагаемые успеха: здоровье, квалификация, мотивация к труду, умение “подать себя”. Конкурентоспособность молодежи на рынке труда. Как правильно вести себя и поступать так, чтобы не получить отказа. Новые формы профессиональной деятельности в рамках существующих профессий. Новые виды деятельности. Что такое профессиональная деятельность? Цели и задачи профессиональной деятельности. Понятие о самоопределении. Факторы самоопределения. Идеи. Самонаблюдение. Социализация. Сбор и оценка информации. Принятие решения. Жизненные стили. Конкретные действия. Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования. Рынок труда и образовательных услуг. Управление своими действиями и поступками при поиске работы, внедрению в скрытый рынок труда. Овладение навыками самопрезентации на рынке труда. Визитные карточки специалиста. Учёт качеств личности при выборе профессии. Основные правила телефонного разговора; плюсы и минусы телефонного звонка; адресный телефонный звонок. Отборочное, коллегиальное, групповое собеседование и собеседование с агентом по набору сотрудников. Этапы подготовки и конкурсный отбор. Виды собеседования; правила поведения при собеседовании. Должностные обязанности и ответственность. Трудовой кодекс, трудовой договор.

Практические работы:

Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства в различных источниках, включая Интернет. Структура рюземе и автобиографии. Их составление. Дополнительные источники информации: объявление в газету, рекомендательное письмо, сопроводительное письмо. Телефонный разговор. Работа с неэффективными примерами и их анализ. Трансактный анализ общения. Ознакомление с профессиограммами массовых для района и региона профессий. Анализ предложений работодателей на районном и региональном рынке труда. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.

Варианты объектов труда:

Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям профессионального образования, сборники диагностических тестов, компьютер.

3. Проектная деятельность (9 часов)

Основные теоретические сведения:

Выявление конкретной потребности, конкретной задачи и ее формулировка. Выявление основных параметров. Источники информации; необходимые контакты. Выработка идей, вариантов, альтернативы. Изучение содержания будущей профессиональной деятельности. Определение путей получения профессии и выбор места обучения. Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры.

Варианты объектов труда:

Темы проектных работ даны в приложении к программе.

Продолжение статьи смотреть в Приложении 1

Литература

Для учащихся

  1. Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения. Предпрофильная подготовка: Учебное пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2004.
  2. Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов.– М., 1998.
  3. Чистякова С.Н., Журкина А.Я. Дидактические материалы к курсу “Твоя профессиональная карьера”.– М., 1998.
  4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
  5. “PROFI”, “Психолого-педагогический мониторинг”, “Тесты для детей и родителей”.

Для преподавателя

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. –СПб.: Питер, 2005.
  2. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. –М.: УЦ “Перспектива”, 2002.
  3. Найди себя / Г.К. Селевко, Н.И. Бабурина, О.Г. Левина..–М.: Народное образование, 2001.– .(Профессиональная библиотека учителя. Серия: Самосовершенствование личности).
  4. Организация профориентационной работы с учащимися старших классов общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации / Департамент ФГСЗН, ГУ ДО ЦПНПИ.–Челябинск., 2001.
  5. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. –М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Профориентационные игры из приложения к УТ “Школьный психолог”.