Пояснительная записка
… Я интересуюсь своим будущим
потому, что собираюсь провести там всю свою
остальную жизнь. |
В жизни каждого человека наступает момент, когда предстоит сделать выбор своего дальнейшего пути профессионального самоопределения. Это выпадает на подростковый и ранний юношеский возраст. Поэтому очень важно именно в эти годы выявить и по мере возможности развить те способности, на основе которых школьнику можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии, чтобы требования совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Для решения проблемы профессионального самоопределения не всегда бывает достаточно провести консультацию и дать рекомендацию. Сегодня помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении должна пониматься широко и быть действенной, потому что количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. Совсем не просто бывает и устроиться на работу, имея уже профессиональный диплом.
Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан курс по выбору, который предлагается учащимся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.
Курс “Профессиональное самоопределение” рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), имеет информационную направленность.
Рабочая программа курса разработана на основе
- раздела “Современное производство и профессиональное образование” федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии (2004 г) (далее – выделено курсивом);
- программы Департамента образования Кировской области, Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Кировской области, Кировского областного института усовершенствования учителей “Технология поиска работы” (2004г);
- примерной программы для основного общего образования по технологии по направлению “Технология. Технологический труд”.
Цель: знакомство с ситуацией на рынке труда, освоение понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, формирование правильного понимания проблемы выбора профессии и умений организации оптимального поведения на рынке труда.
Задачи:
- изучение рынка труда, проблемы занятости;
- овладение методами ориентации в мире профессий и выбора их в соответствии со своими потребностями и требованиями на рынке труда, правилами поиска работы;
- повышение уровня конкурентоспособности на рынке труда, профессионально- психологической адаптации в учебном или трудовом коллективе.
В результате изучение этого курса учащиеся должны знать:
- ситуацию на рынке труда района, области;
- факторы успешности и конкурентоспособности на рынке труда;
- основы моделирования профессиональной карьеры;
- формы и методы поиска работы, основы самопрезентации, правила собеседования с работодателем, этапы адаптации на новом рабочем месте, оформление трудовых отношений;
- сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; требования к качествам личности при выборе профессии;
уметь:
- осуществлять самоанализ развития своей личности;
- построить модель собственной профессиональной карьеры;
- подготовить резюме, автобиография в письменной форме;
- проводить поисковый телефонный звонок и собеседование с работодателем;
- находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства;
- добывать информацию из различных источников для планирования профессиональной карьеры;
- развивать способности самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
- пользоваться словарями и справочниками, в том числе и электронными;
- участвовать в проектной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела | Количество часов |
1. 2. 3. |
Сферы производства и разделение труда. Профессиональное образование и профессиональная карьера. Проектная деятельность. |
6 |
Итого: 34 |
Содержание изучаемого курса
1. Сферы производства и разделение труда (6 часов).
Основные теоретические сведения:
Сферы современного производства. Основные составляющие производства. Разделение труда на производстве. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в конкретной отрасли. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Практические работы:
Анализ структуры предприятия и профессионального деления работников.
Варианты объектов труда:
Устав предприятия, данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации.
2. Профессиональное образование и профессиональная карьера (19 часов).
Основные теоретические сведения:
Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий. Сферы производства и сервиса. Понятие о рынке труда. Региональный и муниципальный рынок труда и их конъюнктура. Рейтинг профессий. Слагаемые успеха: здоровье, квалификация, мотивация к труду, умение “подать себя”. Конкурентоспособность молодежи на рынке труда. Как правильно вести себя и поступать так, чтобы не получить отказа. Новые формы профессиональной деятельности в рамках существующих профессий. Новые виды деятельности. Что такое профессиональная деятельность? Цели и задачи профессиональной деятельности. Понятие о самоопределении. Факторы самоопределения. Идеи. Самонаблюдение. Социализация. Сбор и оценка информации. Принятие решения. Жизненные стили. Конкретные действия. Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования. Рынок труда и образовательных услуг. Управление своими действиями и поступками при поиске работы, внедрению в скрытый рынок труда. Овладение навыками самопрезентации на рынке труда. Визитные карточки специалиста. Учёт качеств личности при выборе профессии. Основные правила телефонного разговора; плюсы и минусы телефонного звонка; адресный телефонный звонок. Отборочное, коллегиальное, групповое собеседование и собеседование с агентом по набору сотрудников. Этапы подготовки и конкурсный отбор. Виды собеседования; правила поведения при собеседовании. Должностные обязанности и ответственность. Трудовой кодекс, трудовой договор.
Практические работы:
Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства в различных источниках, включая Интернет. Структура рюземе и автобиографии. Их составление. Дополнительные источники информации: объявление в газету, рекомендательное письмо, сопроводительное письмо. Телефонный разговор. Работа с неэффективными примерами и их анализ. Трансактный анализ общения. Ознакомление с профессиограммами массовых для района и региона профессий. Анализ предложений работодателей на районном и региональном рынке труда. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Варианты объектов труда:
Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям профессионального образования, сборники диагностических тестов, компьютер.
3. Проектная деятельность (9 часов)
Основные теоретические сведения:
Выявление конкретной потребности, конкретной задачи и ее формулировка. Выявление основных параметров. Источники информации; необходимые контакты. Выработка идей, вариантов, альтернативы. Изучение содержания будущей профессиональной деятельности. Определение путей получения профессии и выбор места обучения. Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры.
Варианты объектов труда:
Темы проектных работ даны в приложении к программе.
Продолжение статьи смотреть в Приложении 1
Литература
Для учащихся
- Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения. Предпрофильная подготовка: Учебное пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2004.
- Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов.– М., 1998.
- Чистякова С.Н., Журкина А.Я. Дидактические материалы к курсу “Твоя профессиональная карьера”.– М., 1998.
- КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
- “PROFI”, “Психолого-педагогический мониторинг”, “Тесты для детей и родителей”.
Для преподавателя
- Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. –СПб.: Питер, 2005.
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. –М.: УЦ “Перспектива”, 2002.
- Найди себя / Г.К. Селевко, Н.И. Бабурина, О.Г. Левина..–М.: Народное образование, 2001.– .(Профессиональная библиотека учителя. Серия: Самосовершенствование личности).
- Организация профориентационной работы с учащимися старших классов общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации / Департамент ФГСЗН, ГУ ДО ЦПНПИ.–Челябинск., 2001.
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. –М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Профориентационные игры из приложения к УТ “Школьный психолог”.