Цель: познакомить учащихся с творчеством Н. А. Римского-Корсакова.
Задачи:
- закрепить навыки анализа музыкальных произведений;
- способствовать формированию познавательной активности и интереса в процессе изучения учебного материала;
- формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.
- воспитывать позитивное отношение к искусству.
Музыка на вход: Музыка Римского-Корсакова (на выбор учителя)
Учитель: Ребята, а вы любите сказки? А какие у вас любимые? Сейчас я начну одну из моих любимых сказок, а вы если помните рассказывайте вместе со мной.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(Учащиеся продолжают)
Учитель: Я вижу, вы эту сказку знаете. А
как она называется? (О царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).
А кто ее написал? (А. С. Пушкин) (показываю
портрет А С. Пушкина) А что же было дальше в
этой сказке? (Ответы детей)
Учитель: Да, этот остров был настолько красив, что купцы проплывавшие мимо него обязательно навещали царя Гвидона. На этом острове было много чудес. Что за чудо увидели купцы, когда гостили на острове первый раз? (Ответы)
Учитель: Давайте послушаем, как же композитор изобразил белочку в своей музыке. Послушайте внимательно и постарайтесь узнать, какой инструмент изображает белочку.
Слушание (флейта) (На доске вывешивается иллюстрация)
Учитель: Да это самый маленький духовой инструмент флейта-пикколо. А мелодия вам знакома? (Ответы детей) (Мелодия р.н. п. «Во саду ли в огороде»)
Учитель: Купцы еще не раз приезжали на этот остров, а какое они увидели чудо, вам подскажет музыка. Послушайте и скажите мне, похожа ли она на музыку, которая изображает белочку.
Прослушивание второго чуда «Богатыри»
Учитель: Так что же это за чудо? (33 богатыря)
(На доске вывешивается иллюстрация)
Учитель: А как вы догадались? Какая была музыка?
– А похожа ли она на музыку белочки?
– Какие инструменты звучат у богатырей? (Ответы
учащихся)
Учитель: Да это медные духовые инструменты, они показывают нам всю силу и мощь богатырей. Похожи ли эти два чуда?
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымит вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И останется на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Учитель: Давайте еще раз послушаем!
Прослушивание с видеозаписью фрагмента из одноименного мультфильма
Учитель: Но это не все чудеса. Посмотрите на картину, и вы сами скажете, какое же чудо третье. (Третье чудо – Прекрасная Царевна-Лебедь.) А если бы вы были композиторами, какую бы вы музыку написали? А какие инструменты использовали? (Ответы детей) А теперь закройте глаза и послушайте, как же себе представил композитор Царевну-Лебедь
Слушание третьего чуда – «Лебедь»
Учитель: Понравилось? Какого же лебедя показал нам композитор в своей музыке?
Учитель: А теперь может кто-то знает,
кто написал эту прекрасную музыку?
Николай Андреевич Римский-Корсаков (портрет
композитора)
С детства Николай Андреевич любил сказки. Его
называют композитором-сказочником, им написано
большое количество опер на сюжеты сказок.
Десятая опера Римского-Корсакова «Сказка о царе
Салтане» была написана в 1899 году. Это был год
столетнего юбилея со дня рождения великого
русского поэта А.С.Пушкина, перед гением которого
композитор преклонялся и на чьи стихи
неоднократно писал музыку.
Учитель: Ребята, скажите, что называется оперой? (Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют)
Учитель: Ребята, скажите, как царевич Гвидон узнал, что ткачиха и повариха отговаривали царя Салтана ехать на прекрасный остров? (Ответы детей)
– Да, он превращался в шмеля и летел через океан в царство Салтана. Сейчас мы послушаем музыку, которая изображает шмеля. Вы послушайте и скажите Римский-Корсаков изобразил летящего шмеля или шмеля, который сидит на цветке?
Слушание «Полет шмеля» (Ответы детей)
Учитель: Правильно, летящего, а как вы догадались? А вы услышали жужжание шмеля?
– Вам понравилась музыка, которую сегодня
слушали? Какой образ больше всего вам понравился?
Кто автор оперы?
– А каким музыкальным произведением
завершим сегодняшнюю встречу?
Музыка на выход: по желанию учащихся.