Цель: Формировать общеучебные умения на уроке подготовки учащихся к восприятию новой темы “Умножение многозначных чисел”.
Задачи:
- формировать умение устанавливать соответствия, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, составлять связное высказывание, приводить примеры, сравнивать, обобщать;
- формировать умение понимать учебную задачу;
- формировать умение работать с тестом, оформлять работу, пользоваться учебником;
- формировать умение рефлексировать;
- выявить знания и умения учащихся по предмету;
- подготовить учащихся к восприятию новой темы;
- проверить уровень усвоения предыдущей темы.
Ход урока
1. Организационный момент
Дидактическая задача:
- подготовить учащихся к работе на уроке;
- обеспечить адекватную внешнюю обстановку для работы;
- психологически настроить учащихся на предстоящую работу.
Проверка готовности к уроку. Число. Классная работа. Целевая установка : Дети, урок построен так, чтобы вы смогли показать знания и умения сформированные на математике, подготовиться к восприятию новой темы.
Мы будем продолжать учиться определять учебную задачу и формировать умения, которые входят в понятие “уметь учиться”.
2. Обобщение
Дидактическая задача:
- формировать умение определять тему предыдущих уроков;
- формировать умение воспринимать учебный материал на слух;
- формировать устный навык счёта;
- формировать умение выбирать учебную задачу;
- обобщить знания и умения по предыдущей теме.
– Вспомните тему предыдущих уроков (деление с остатком).
– Предлагаю вам небольшой графический диктант, чтобы проверить, как вы усвоили устный приём деления с остатком.
(Дети сами выбирают, делать эту работу или не делать.)
Учитель (читает):
37 : 5 68 : 7 21 : 4 49 : 8 56 : 7 54 : 9 39 : 9 73 : 8 28 : 3 19 : 2
3. Изучение нового материала
Дидактическая задача:
- формировать умение сравнивать и обобщать,
- учиться определять тему урока, учебную задачу;
- формировать умения соотносить полученные знания с новыми знаниями;
- формировать умение рефлексировать, т.е. определять, что я умею, а что только научусь делать;
- подготовиться к пониманию алгоритма умножения многозначных чисел.
– Прочитайте тему урока с. 73. Загляните на с. 30. Сравните темы. Что заметили. Что общего, что различного?
Итак, тема урока: “Умножение многозначных чисел”. Этот урок мы посвятим подготовке к восприятию новой темы.
– Как вы думаете, помогут ли знания и умения, полученные на предыдущих уроках в изучении новой темы? Как?
– Как вы думаете, какие знания и умения нам понадобятся, для изучения новой темы “Умножение многозначных чисел”? (Смысл умножения, таблица умножения, умножение на однозначное число, свойства умножения: распределительное.)
Запись на доске: № : 10 =15 (ост.1)
Формулировка задания в учебнике: Найди значения выражений.
67 х 40
38 х 50
54 х 30
48 х 80
34 х 4067 х 5
38 х 7
54 х 8
48 х 4
34 х 3
Догадайся! Как используя полученные равенства, вычислить значения выражений.
54 х 9
38 х 51
54 х 31
67 х 4167 х 6
48 х 79
34 х 39
48 х 567 х 45
38 х 57
54 х 38
48 х 84
– Расшифруйте запись, узнайте номер задания,
рассмотрите столбики выражений.
– Что общего в этих выражениях?
– Определите учебную задачу (посчитать).
– Найдите значения выражений в тетради.
– Как, используя полученные равенства найти
значения выражений (смысл умножения: сложение
одинаковых слагаемых):
54 х 9 (54 х 8) 67 х 6 (67 х 5) 67 х 45 (67 х 40, 67 х 5) 48 х 84 (48 х 80, 48 х 4) |
38 х 51 (38 х 50) 48 х 79 (48 х 80) 38 х 57 (38 х 50, 38 х 7) |
54 х 31 (54 х 30) 34 х 39 (34 х 40) 54 х 38 (54 х 30, 54 х 8) |
67 х 41 (67 х 40) 48 х 5 (48 Х 4) |
– Какое правило умножения нужно использовать, чтобы найти значения выражений третьего столбика? (Правило умножения суммы на число, т.е. распределительное свойство умножения (3 класс).)
– Значения каких выражений можно найти, используя те равенства, которые записаны у вас? Можно записать в тетради. (Устно.)
Запись на доске: № 100+50+2
Формулировка задания в учебнике: Можно ли утверждать, что значения выражений в каждом столбике одинаковы:
73 х 28
73 х (20 + 8)
73 х 20 + 73 х 867 х 92
(60 + 7) х 92
60 х 92 + 7 х 92
– Расшифруйте запись, узнайте номер задания.
– Прочитайте задание. Какие будут ответы? Кто может доказать? Какое правило надо знать, чтобы сделать такое утверждение? Сформулируйте, что нужно сделать, чтобы умножить сумму на число.
Запись на доске: № 15 х 10 + 3
Формулировка задания в учебнике: Не выполняя вычислений, сравни значения выражений:
83 х (20 + 7) … 83 х 27
83 х (20 + 7) … 83 х 20 + 83 х 7
83 х 27 … 83 х 20 + 83 х 7
(80 + 3) х 27 … 80 х 27 + 3 х 27
83 х 27 … 80 х 27 + 3 х 27
– Расшифруйте запись, узнайте номер задания.
Работа с калькой.
– Поставьте знаки между выражениями. Как можно назвать эти записи (равенства)?
– Соедините выражения, значения которых будут равны (значения всех выражений будут равны). Почему? Какие правила умножения применили авторы учебника?
№ 155.
Формулировка задания в учебнике: Найди значения выражений.
48 х 56
84 х 65
28 х 82
12 х 75
76 х 18
23 х 2723 х 86
68 х 32
94 х 18
15 х 46
86 х 23
49 х 81
Маша: Я представлю первый множитель в виде суммы разрядных слагаемых и использую распределительное свойство умножения.
Миша: Я представлю второй множитель в виде суммы разрядных слагаемых и тоже использую распределительное свойство умножения.
Продолжи рассуждения Миши и Маши.
– Прочитайте. Определите учебную задачу (посчитать). Что общего в выражениях? Как можно выполнить умножение, используя распределительное свойство умножения? Прочитайте рассуждения Маши и Миши. Кто продолжит рассуждения Маши? Кто продолжит рассуждения Миши? (Опрос детей.)
4. Закрепление. Работа в тетради “Учимся решать задачи”
Дидактическая задача:
- формировать умение работать в тетради с печатной основой;
- формировать умение решать типовые задачи: понимать. о чём задача, выделять вопрос задачи, находить главное слово в вопросе, делать рисунок, понимать соотношение отрезков, определять наименование, пояснять порядок действий, формулировать полный ответ.
№ 36. По заданию.
5. Итог урока
Дидактическая задача:
- подвести итог урока:
- определить тему урока;
- определить чему научились,
- определить, какие учебные умения понадобились;
- оценить свою работу (смайлик: улыбка – хорошо работал, понимал, активно отвечал, спокойствие – работал, успевал, но не активно, грусть – не успел, не был внимательным, не работал устно).
– Откройте тетрадки для рефлексии, сделайте записи и оцените свою работу смайликом.