Цели и задачи:
- Повторить, что такое имя существительное, что такое склонение, какие падежи существуют в русском языке.
- Закреплять умение правильно писать безударные окончания имен сущес– твительных.
- Развивать речь учащихся, расширять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость.
- Воспитывать навыки самоконтроля, интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
- толковый словарь,
- сигнальные карточки,
- “фонарики”
- листы оценивания,
- карточки с разноуровневыми заданиями,
- мультимедийный проектор и презентация (см. Приложение 1)
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять,
Будем правильно писать.
– Давайте обратимся к картинному плану. Что ждет вас сегодня на уроке? (Чистописание, словарная работа, устная работа, работа с учебником, физминутка, запись под диктовку, самостоятельная работа, итог урока. Перед вами лежат оценочные листы и каждое задание будете оценивать в этом листе.
2. Минутка чистописания
(Чистый слайд.)
3. Словарная работа
(Слайд 1)
– Внимание, на доску. Отгадайте анаграммы. (етинакб, зникра, рикород, ияралаборто) Правильно, это кабинет,карниз, коридор, лаборатория. (Слайды 2–5: анаграмма – картинка – слово)
(Значение слова.) Запишите в тетрадь следующее: о кабинет…, на карниз…, в коридор…
Посмотрите еще раз на записанные вами слова. Какая орфограмма спряталась в этих словах. Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.) (Слайд 6)
– Каковы задачи сегодняшнего урока? (Вспомнить как правильно писать безударное окончание имен существительных, закреплять умение писать окончания имен существительных, обобщить знания об имени существительном.) (слайд 7)
4. Повторение пройденного материала
– Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес по лесным тропинкам, где нас ждут различные задания. (Слайд 8) И первое задание : назовите существительные к этой картине. (Дети называют.) Молодцы! Вы назвали имена существительные, а что такое имя существительное? (Часть речи, которая отвечает на вопросы что? Кто? И обозначает предмет.) (Слайд 9-пустой)
– Прежде чем перейти к следующему заданию,
вспомним падежи и склонения.
– Сколько в русском языке падежей? (6) Назовем
их хором.
– Что такое склонение? Сколько склонений в
русском языке? Какие существительные относятся к
1, 2, 3 склонению? (Дети отвечают.)
– Молодцы, вспомнили! Ну а теперь приготовьте
свои сигнальные карточки и выполним следующее
задание: определить падеж и склонение
существительного.
Зимний лес, вышел на поляну, стоял у ели, говорил об инее.
– Хорошо, оцените свою устную работу в вашем оценочном листе.
5. Работа над темой урока
– Посмотрите на доску. Что это? (Слайд 10) Ключ.) Какое еще имеет это слово? (От двери, скрипичный, родник, шифр.) (Слайд 11) Где мы можем посмотреть значения слова? (В толковом словаре – демонстрация.) Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться ключом для правильного написания безударного окончания имени существительного? (Ключом-шифром.) (Слайд 12-пустой) Назовите слова– ключи для каждого из склонений. (1 скл.– земля, страна, 2 скл. – конь, огонь, 3 скл. – степь, печь.) Эти слова пригодятся нам для выполнения следующего задания, а пока сделаем зарядку для глаз.
Откроем учебник на с.27 упр.4. А как проверить безударное окончание имен существительных? Вспомните алгоритм .
(На доске по цепочке с объяснением.)
6.Физкультминутка
– Мы немного устали, давайте отдохнем. (Ученик проводит зарядку.)
7. Работа над темой урока (продолжение)
А) – Мы вместе вспомнили, как пишется безударное падежное окончание имен существительных. А теперь проверим сами себя, напишем небольшой буквенный диктант
До рощи, в чаще, к березе, о ели, в тиши ,с ветки, на морозе. (один на доске)
Проверьте своего соседа! (и, е, е, и, и, и, е) Оцените свои знания на оценочном листе.
Б) – Новое задание, которое приготовил нам зимний лес для самостоятельной работы : выполнить разноуровневые задания. У вас на партах лежат листочки с заданиями разного уровня. На карточках 1-го уровня дано задание: списать предложения ,вставив пропущенные окончания существительных. На карточках 2-го уровня дано задание: из каждой строчки слов составить предложение, дописать окончания. На карточках 3-го уровня задание: по опорным словам составить мини-сочинение “Зимний лес” Задания какого уровня показались вам самыми легким, самыми трудными. Выберите задания себе и выполняйте в тетради.
1-й уровень: Спиши текст, вставь пропущенные окончания существитлеьных.
На лесной опушк… видны следы зверей.
Около ел… останавливался волк.
На мороз… зябнет зайка.
2-й уровень: Составь и запиши предложение из каждой строчки, вставь пропущенные окончания.
Висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…
Белка, с ветк…, прыгала, на ветк…
Трухлявый, на полянк…, пень, стоял
3-й уровень: По опорным словам составить мини-сочинение “Зимний лес”.
В зимнем лесу, деревья, с ветки деревьев, скрипит, тишь, снег, звери, красиво
– Проверим, что вы написали.
1-й уровень:
На лесной опушке видны следы зверей.
Около ели останавливался волк.
На морозе зябнет зайка.
2-й уровень:
На ветке высокой ели висели шишки.
С ветки на ветку прыгала белка.
На полянке стоял трухлявый пень.
– И послушаем ваши мини-сочинение.А теперь оцените свою работу в оценочных листах.
8.. Подведение итогов
– Вы хорошо сегодня поработали и поэтому на дом я ничего не задаю. Вы – МОЛОДЦЫ!