Цели:
- Познакомить учащихся с произведением Г. Остера “Будем знакомы”, совершенствовать навык чтения, умение предвосхищать содержание текста по названию, умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
- Развивать умение эмоционально откликаться на художественное произведение, умение высказывать самостоятельные суждения о прочитанном;
- Воспитывать толерантность, чувство дружбы, хорошие манеры.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, модель телевизора, дерево творчества, звуковое письмо Г. Остера, видеозапись знакомства, портрет М.В. Ломоносова.
Ход урока
I. Организационный момент. Настрой на позитивную и успешную работу
Проверка готовности к уроку. Посвящение урока М.В. Ломоносову.
– Ребята, урок литературы сегодня мы посвятим известному во всём мире человеку, с деятельностью которого мы недавно познакомились. Попробуйте отгадать, о ком идёт речь. Попова Соня придумала для вас загадку об этом человеке.
(Ученица загадывает загадку)
(Ответы детей.)
– Правильно, это М.В. Ломоносов (портрет Ломоносова проецируется на экране) Вы уже знаете, что в 2011 г. Исполнится 300 лет со дня его рождения. М.В. Ломоносов достиг больших успехов в области таких наук, как… (дети дополняют фразу учителя) . 1 слайд
– Мы каждый урок литературы встречаемся с частичкой успеха М.В. Ломоносова в виде звёздочки в дневнике. Встаньте, ребята, поднимите руки вверх, постарайтесь достать звёздочку успеха. Достали? Отдайте её кому-нибудь, сделайте доброе дело, а себе вы ещё заработаете в течение урока. (Дети сдувают звёздочки с ладони). Мне удалось достать целых 26 звёздочек, для каждого из вас, ловите! Я буду очень рада, если после урока литературы у каждого из вас будет не менее 5 звёздочек. Садитесь.
II. Речевая разминка
– Начнём наш урок с речевой разминки.
(Проецируется на стену.) 2 слайд, Приложение 1
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаю вас не знать!
Расходитесь, разбегайтесь,
Чтобы встретиться опять!
– Это стихотворение нам нужно выучить наизусть, т.к. знание четверостишия пригодится нам в течение урока.
(Стихотворение учится наизусть)
III. Проверка домашнего задания
(Проводится в виде телевизионной поэтической передачи с использованием модели телевизора.)
1. Чтение стихов учащимися 3 слайд
– Здравствуйте, наши юные зрители. Мы рады приветствовать вас на нашей поэтической телепередаче. Сегодня в исполнении учеников второго класса школы №2 г. Таштагола вы услышите выразительное чтение стихов замечательной поэтессы Ирины Токмаковой.
(Дети читают наизусть стихи Токмаковой).
2. Игра “Комплемент” 4 слайд
– Ребята, игру “Комплемент” проводит М.В. Ломоносов. Скажите, кто из чтецов особенно понравился бы М.В. Ломоносову? Кому он мог бы сделать комплемент? Почему?
IV. Актуализация знаний. Сообщение темы урока
– Ребята, к нам пришло письмо. Послушайте его…
(Звучит аудиозапись письма Г. Остера.)
– Ребята, вы согласны с писателем, что когда становишься взрослым, то уже не так интересно читать сказки?
– Это письмо написал Григорий Остер. Мы уже встречались с этим писателем. Вспомните, какие произведения он написал.
(Ответы детей.)
(Портрет писателя, его книги проецируются на
экран) 5–6 слайды.
– Я знаю, что самым любимым произведением для вас являются “Вредные советы” Г. Остера. И сегодня на нашем ДЕРЕВЕ ТВОРЧЕСТВА есть вредные советы, которые вы написали сами. Давайте почитаем.
(Учитель снимает плоды с импровизированного дерева творчества и читает вредные советы. Советы обсуждаются.)
– Сегодня мы прочитаем сказку Г. Остера “Будем знакомы”, где встретятся наши знакомые: попугай, мартышка, слонёнок, удав. А на перемене после 3 урока в классе будет показан мультфильм с этими героями.
А сейчас, я предлагаю вам провести физминутку с Мартышкой, Слонёнком и Попугаем.
Физкультминутка
7 слайд
(Физкультминутка выполняется под музыку.)
– Ребята, скажите, когда говорят “Будем
знакомы”?
– Кто из вас любит знакомиться?
– Я думаю, что вам легко будет спрогнозировать
содержание сказки “Будем знакомы”.
– Как вы думаете, о чём она?
(Предположения детей)
V. Работа по теме урока
1. Словарная работа 8 слайд
случайно –
нарочно –
с удовольствием –
предположил –
Зарядка для глаз 9 слайд
2. Чтение сказки сильными учащимися
(Перед чтением учитель даёт задание: если встретится непонятное слово, то запомнить его, чтобы потом спросить).
3. Беседа по прочитанному
– Оправдался ли ваш прогноз?
– Назовите героев сказки.
– Чем любили заниматься друзья?
– Почему все удивились, когда мартышка однажды
сказала: “Ах, как жаль, что мы знакомы друг с
другом?”
– Как вы думаете, мартышка любила своих друзей?
Докажите свой ответ словами из текста.
– Какую игру придумали друзья?
– Можно ли героев сказки назвать настоящими
друзьями?
4. Чтение сказки по ролям
5. Повторение правил этикета
– Вспомните правила знакомства. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент знакомства Фадеевой Олеси. Когда посмотрите, скажете правильно ли знакомилась Олеся?
(Показывается фрагмент знакомства.)
– Каково ваше мнение? Олеся, попробуй фрагмент знакомства проанализировать сама.
(Ученица анализирует сцену знакомства)
6. Игра “Будем знакомы”
– Хотите ли вы поиграть в эту игру? Слова мы уже с вами выучили.
(Разыгрывается сценка знакомства, где участвуют 4 человека)
VI. Рефлексия. Итоги урока
1. Фронтальный опрос
– С какой сказкой мы сегодня познакомились на
уроке?
– Кто её автор?
– Попробуйте ответить одним словом на вопрос: “О
чём эта сказка?”
(Ответы детей)
2. Работа с пословицами.
– Дополните пословицы о дружбе:
- Старый друг … (лучше новых двух)
- Друг познаётся … (в беде)
- Нет дуга – ищи, … (а найдёшь, береги)
(Дети у доски составляют пословицы, которые разбиты на две части.)
3. Игра “Закончи фразу…” 10 слайд
(Фразы проецируются на экран)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
4. Домашнее задание
Прочитать сказку и нарисовать любого её героя.
11 слайд
5. Оценки за урок (по звёздочкам – частичкам успеха М.В. Ломоносова).
Кроссворд:
|
А теперь прочтите слово в выделенных клетках. Правильно – Это Остер, фамилия писателя, о книгах которого мы сегодня говорили. Читайте их, они очень интересные!