Цель:
- Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России.
- Необходимо побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.
Задачи:
- Донесение информации о водных ресурсах мира, России, региона(местности) и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания в России.
- Информация о проекте ВПП “ЕДИНАЯ РОССИЯ” “Чистая вода” , ставшем основой государственной программы “Чистая вода”.
Основные содержательные линии урока:
- Формирование понимания проблемы чистой воды у учащихся.
- Возможные варианты и сценарии развития событий в будущем.
- Что надо делать сегодня, чтобы качество воды улучшалось и не происходило дальнейшее загрязнение.
- Примеры экологических проектов, мероприятий, направленных на сохранение чистой воды.
Структура урока:
- Постановка проблемы, инициирование дискуссий о состоянии водной среды в России и, в регионе, в местности.
- Пробуждение познавательной активности, критического мышления и вовлечение школьников в продуктивное общение по улучшению ситуации с водными ресурсами.
Оборудование:
Фильм на тему “Водные богатства России” (10 мин.), физическая карта России, таблица “Расход воды на различные нужды”, рисунки на экологическую тему, сообщения учащихся о воде.
Ход работы
I
. Организационный моментСлово учителя: Международный форум “Чистая вода-2010” состоялся в Москве 20–23 октября 2010 г. В нем приняли участие 1700 человек представители 47 стран мира . В дискуссии приняли участие более 100 российских и зарубежных СМИ. Вода признана наиболее ценным ресурсом для дальнейшего развития и будущего человечества.
Государственная программа “Чистая вода” была разработана в 2009 г. Проведение форума становится доброй традицией. Очень важно, что уже второй раз именно Россия стала местом проведения форума. Это говорит о готовности нашей страны решать такого рода задачи в тесном взаимодействии с международным сообществом.
Девиз нашего урока: “Вода – это жизнь”.
II. Основная часть
1. Показ фильма на тему “Водные богатства
России” (10 мин)
2. Выступление учеников о водных ресурсах региона
(7 мин) (Рисунок 1)
3. Слово учителя о работе МОСВОДОКАНАЛА.
13 млн. жителей московского региона пользуются услугами крупнейшей водной компании России. На всех очистных сооружениях применяются самые современные и надежные технологии водоподготовки. Тысячи работников МОСВОДОКАНАЛА, специалистов десятков профессий: технологов, энергетиков, Химиков, бактериологов, слесарей аварийно-восстановительных работ отдают свои силы, знания и опыт, чтобы в наших домах всегда была чистая питьевая вода. И если мы объединим наши усилия по защите водных ресурсов, по бережному отношению к природе в целом, мы сохраним для потомков главное сокровище Земли – воду!
4. Обработка воды.
Сегодня никого не удивляют жалобы на низкое качество питьевой воды. Анализы показывают наличие повышенных концентраций хлора и хлорорганических примесей, часть из которых являются канцерогенами. Причина-загрязнение природной воды продуктами деятельности человека. В России почти все станции используют в качестве обеззараживающего средства хлор. Хлор обладает высоким дезинфицирующим эффектом и успешно применяется во всем мире очистки воды с 1912г. Но хлорирование дает и отрицательный эффект, часть органич. веществ в воде не разрушается(окисляется), а переходит в опасные для человека хлорорганические вещества. Пока загрязнение природный среды было не большим, побочный эффект не представлял опасности. Но с ростом населения, промышленного и сельскохозяйственного производства возрастало и загрязнение и природных вод.
В настоящее время, кроме хлора, для обработки воды применяют:
- вещества, содержащие активный хлор(гипохлориты)
- двуокись хлора
- перекись водорода
- озон
- специальные виды
Все вещества имеют свои преимущества и недостатки. Гипохлорит при его применении не образует вредные вещества и он самый безопасный продукт, но он дороже хлора. Хлор – сильнодействующее ядовитое вещество. Его транспортируют на водоканал и хранят 1т жидкого хлора под давлением 1атм. Авария на складе жидкого хлора может привести к заражению воздуха на площади в несколько кв. км. Поэтому гипохлорит имеет большое преимущество перед хлором при использовании на станциях. Очень часто применяют раствор гипохлорита натрия – уничтожает бактерии, различные болезнетворные микроорганизмы.
5. Инициирование дискуссии. Демонстрация опыта (к демонстрационному столу выходит ученик):
Возьмите мензурку, налейте 150 мл воды. Условно возьмем эту величину за весь запас воды на Земле. Найдите деление 6 мл – это запас всей пресной воды( в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью стеклянной палочки капните на предметное стекло-эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от всех мировых водных ресурсов. К какому выводу можно прийти? (Вода – это богатство, к которому нужно относиться бережно и экономно). (Рисунок 2)
Как вы считаете, какими способами можно очистить воду? Я предлагаю один способ-фильтрование.
Что лучше – тратить много денег на очистку воды или стараться ее не загрязнять?
III. Обобщение и подведение итогов
- Jт качества потребляемой воды напрямую зависит здоровье человека и животных.
- Чем чище вода – тем лучше экология и красивее родная природа
- Лучше стараться не загрязнять природу, чем тратить много денег на ее очистку.
- Хотя вода благодаря круговороту является постоянно обновляемым ресурсом, грязная и отравленная вода – смертельная угроза для всего живого.
IV. Викторина для закрепления
1. Перечислите города, в названии которых упоминаются реки. (Волгоград, Нижнекамск...)
2. Назовите плавающую птицу, лишенную способности летать, которая является символом одного из полюсов Земли. (Пингвин.)
3. “Аква” в переводе с латинского означает “вода”. Назовите как можно больше слов, используемых в рус языке, в составе которых упоминается латинское название воды. Разъясните значение этих слов. (Аквариум – дом для рыб, акватория – водное пространство, акваланг – водное снаряжение, акварель-краска для которой нужна вода.)
Какое значение эти слова имеют к теме урока? (Аква – вода, алфавит начинается с “а”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз урока: Вода-это жизнь.)
4. Как вы думаете, какова роль воды в организме? (Растворитель, переносчик и регулирует теплоту тела.)
5. Что такое серебряная вода? Какими свойствами обладает? (Вода, обогащенная ионами серебра. Противомикробное действие распространяется более чем на 650 видов бактерий, действует за 6 мин после попадания в желудок. для сравнения антибиотики убивают 5–10 видов бакт., т.е. Антимикробный эффект серебра выше.)
6. Назовите химическое название воды? (Оксид водорода.)
Назовите источники загрязнения вод:
а) сточные воды
б) стоки от животноводческих комплексов
в) стоки с полей с минеральными удобрениями, пестициды, гербициды
г) промышленные стоки(химических производств, целлюлозно-бумажных комбинатов, металлургические заводы)
д) автозаправочные станции
е) стоки от мытья автотранспорта
ж) загрязнение земной поверхности и воды бытовыми отходами, вымывания ядохимикатов со свалок
з) загрязнение мирового океана нефтью
Одна из задач нашего урока – составить реальный план действий по охране окружающей среды и защите водоемов в нашем регионе, области, районе, вблизи школы или дома.
Ваши примерные выводы: Что делать?
- Бытовые и промышленные стоки не сбрасывать в естественные водоемы, а очищать и употреблять многократно
- очищать городские канализационные стоки
- употреблять минеральные удобрения так, чтобы их излишки не попадали в водоемы
Заключительное слово учителя: Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри– Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требование мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена. Озеро спасло жителей острова от засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: “Друзья мои, это и есть мое богатство”.
Демонстрационные материалы:
- Плакат: Девиз: Вода-это жизнь!
- Таблица: Как же мы расходуем воду, которую берем взаймы у природы?
Прием душа в течение 5 минут 100 л Наполнение ванны 200 л Стирка в стиральной машине ( 1 цикл) 150 л Разовый слив в туалете 8–10 л Средний расход водопроводного крана 15 л в минуту