Приоритетным направлением моей работы с дошкольниками является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирование познавательного интереса, любознательности, пытливости. Все занятия построены через сюжетную линию, в которой организуется учебная деятельность. Присутствует на занятиях смена видов деятельности, используется множество методических приемов, обязательно сочетается интеллектуальная нагрузка и двигательная активность детей. Все это обеспечивает интерес и продуктивность занятий.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е. И. Тихеева писала: “Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значимых по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.”
Цель: дать дошкольникам знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать.
Программное содержание:
- Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе.
- Познакомить с народным календарем.
- Расширить, уточнить, актуализировать словарь :
- Упражнять в подборе определений к заданному слову.
- Обогащать лексику синонимами, антонимами, действительными причастиями настоящего времени;
- Согласовывать прилагательные и существительные в роде.
- Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки.
- Развивать умение строить сложноподчиненные предложения.
- Развить речевой этикет.
- Развивать навыки активного контроля и самоконтроля.
- Развивать воображение и логическое мышление.
Предварительная работа
- Наблюдения за зимними изменениями в природе с воспитателями и родителями.
- Рассматривание зимних пейзажей А. Пластова, И. Шишкина и др.
- Знакомство со стихами о зиме А.С.Пушкина, И.С.Никитина, И.З.Сурикова (выборочное заучивание).
- Закрепление зимних месяцев и упражнений во временной ориентации – игра “До – между-за”.
- Подбор слов-определений к словам.
Ход занятия
Дети стоят у экологического панно, которое соответствует времени года – зиме. На нем расположены иллюстрации с пейзажами, отображающими характерные особенности зимних месяцев. В руках у воспитателя “снежинки” с заданиями.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я нашла у дверей нашей группы. Это снежинки, да не простые, а с заданиями. Интересно, кто нам их принес? Давайте выполним задания и узнаем.
Задание 1
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица – белокожа, светлолица,
Как махнула рукавом – все покрыла серебром.
В.: как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Как вы думаете, подходят ли зиме определения “белокожа”, “светлолица”? почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
Дети: это зимние месяцы.
В.: вспомните их названия. Да, зима царица трех месяцев – декабря, января и февраля. Зимой от месяца к месяцу будто и не заметно перемен в природе. Каждый день то метель, то мороз, то инеем деревья украсятся, то снег на деревьях повиснет. Но отличия у них есть.
У этих месяцев есть и другие названия – народные. Древнерусское название декабря – лютень, а в народе – студенец. Как вы думаете почему? За лютую морозную пору, за длительную стужу так его назвали. Слова “студеный” и “холодный” обозначают одно и тоже. Пришел декабрь принес холод, мороз на окнах узоры расписывает.
Январь – крыша зимы. В народе называли январь просинцем, за то, что мелкие речки, ручьи иногда промерзают до дна, и вода, выступая на поверхность, “лед просинь красит”. Главное, делается яснее, солнце дольше задерживается в небе. День немного прибавился.
Февраль – “бокогрей”, “ветродуй”. Что это значит? Это сложное слово, в нем части сразу от двух слов. Каких? В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются вьюги и морозы. В феврале два друга – мороз да вьюга. А какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?
- Много снега – много хлеба.
- Белеет зима – зеленеет лето.
- Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Задание 2
“Подбери признаки”
- Зима – холодная, морозная, снежная, веселая…
- Мороз – сильный, злой, крепкий, слабый…
- Снег – белый, пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый…
“Назови родственные слова”
Как вы считаете, слово “зима” – родственное слову “снег”? Ведь зимою много снега. Объясните, почему это не родственные слова.
Д.: родственные слова должны звучать похоже, а в слове “зима” нет такой части, которая бы звучала похоже на слово “снег”.
В.: слова – родственники не просто должны иметь похожую часть, но и должны быть связаны друг с другом по смыслу. Подберите теперь слова, родственные слову “зима”, “снег”.
“Скажи иначе”
- Снегопад – метелица, метель, вьюга, пурга…
- Мерзнуть – зябнуть, стынуть, замерзать. коченеть, дрожать от холода…
“Образуй признак”
- Снег блестит на солнце – блестящий на солнце снег,
- Снег сверкает на солнце – сверкающий на солнце нег,
- Снег серебриться на солнце – серебрящийся на солнце снег,
- Снег хрустит под ногами – хрустящий под ногами снег,
- Снег скрипит под ногами – скрипящий под ногами снег,
- Снег падает на землю – падающий на землю снег.
“Сравни и скажи”
Снег мягкий, а лед твердый; снег пушистый, а лед гладкий; снег белый, а лед прозрачный; снег тает быстрее, а лед медленнее.
“Подбери действия”
- Снег – идет, падает, кружиться, лежит, скрипит…
- Мороз – щиплет, трещит, кусает, рисует…
Психогимнастика “Снежинки”
Выполняется под музыку.
Кружатся снежинки в воздухе морозном,
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала прямо на ладошку.
Ой, не тай снежинка, подожди немножко!Дети медленно кружатся имитируя полет
снежинок.
Приседают.
Сдувают невидимую снежинку с ладони.
В.: полетели наши снежинки по цветным дорожкам.
Работа на зрительном тренажере.
Дети переходят в другую часть группы. На мольберте изображение зимнего леса.
Задание 3
В.: Мы попали в зимний лес. Шелестит снег, соприкасаясь с ветвями, стволами. Шорохи в лесу, шорохи. Лес выглядит сказочно: деревья укрыты снегом. Как выглядят деревья зимой?
Д.: тихие ,задумчивые, дремлют под снежным одеялом, одеты в снежные шубки, замерзшие, продрогшие.
В.: Давайте вспомним, как называют лес из разных пород деревьев.
- Лес из осин, осиновый лес – осинник;
- Лес из ольхи, ольховый лес – ольшаник;
- Лес из берез, березовая роща – березняк;
- Лес из дубов, дубовая роща – дубрава;
- Лес из разных пород деревьев – смешанный лес.
Дети переходят к иллюстрациям с изображением ельника.
Задание 4
Лес из елей – ельник;
Мы с вами в ельнике. Молодая елочка растопырила лапки, будто зеленые ладони.(дети изображают молодые елочки). Высокие красавицы – ели протягивают навстречу снежинкам кончики лап. (Дети изображают ели.)
Ель какая? – молодая, стройная, красивая, зеленая, нарядная, пушистая, раскидистая, шумящая, качающаяся.
Ель что делает? – растет , стоит, зеленеет, радует, пахнет, шумит, качается.
Дети переходят к иллюстрациям с изображением соснового бора.
Задание 5
Лес из сосен, сосновый бор – сосняк;
Игра с мячом “Подбери предметы к признакам”
Сосновый – бор; сосновое – кресло; сосновая – мебель; сосновое – полено; сосновый – запах; сосновое – бревно; сосновая – шишка; сосновая – ветка; сосновый – шампунь; сосновый – ствол; сосновая – хвоя; сосновые – иголки.
Физкультминутка
Мы бежим с тобой на лыжах, снег холодный лыжи лижет.
А потом на коньках, но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили, а потом снежки катили,
Превратили в снежный ком, и стал ком снеговиком.
Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла.
А потом без сил упали и домой мы побежали.
Дети садятся на стульчики лицом к экологическому панно.
Задание 6
Составьте предложения о зиме с помощью картинок. Старайтесь полно, точно, красиво выразить свою мысль, чтобы ваша речь была красивой.
Примерные предложения.
- Мороз разрисовал стекло волшебными узорами.
- Я люблю зиму, потому что можно кататься с горы на санках.
- В воздухе медленно кружились и падали на землю легкие снежинки.
- Земля покрылась снегом, словно белым пушистым ковром.
- Вы догадались, кто приготовил для вас задания?
Д.: это зима.
Под музыку появляется зима. Она хвалит детей.
Дети читают стихи: И.Никитин “Встреча зимы”;
И.Суриков “Зима”.
Зима угощает детей.