Упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными

Разделы: Начальная школа


Цели: формировать умение проверять написание слов с сомнительными парными согласными; овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами; развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, прививать любовь и уважение к русскому языку.

Задачи:

  • Образовательная: учить видеть орфограмму, развивать умения проверять слова с безударными гласными и парными согласными в корне слова.
  • Развивающая: развить речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, чувство сопереживания, взаимопомощи, аккуратность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент

(Написать число.)

2. Минутка чистописания

– Рассмотрите внимательно буквы.

Бб, Дд, Вв, Гг, Жж, Зз, Рр.

Почему я их написала в одну строчку? Что у них общего? (Они согласные, звонкие.)
– А как вы думаете какая среди этих букв лишняя? (Р.)
– Почему вы так считаете? (Потому что она непарная согласная.)
– Пропишите эти буквы, а на следующей строчке напишите их пары.

3. Сообщение темы и цели уроков

Давайте напишем словарный диктант. Один ученик будет выполнять на доске, остальные на листочках.

Кружка, тетрадка, гриб, ягодка, шапка, глаз, соседка, морковка, пирожки, скользкий.

– Давайте проверим. Почему вы затруднились при написании этих слов. (Так как в этих словах есть орфограмма парные согласные.) Где находятся парные согласные? (В корне слова.)

– Что же надо делать, что бы правильно написать слова? (Надо подобрать проверочное слово, чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.) (Кружечка, тетради, грибы, ягоды, шапочка, глаза, соседи, морковный, пирожок, скользить.)

Вывод:

4. Первичное закрепление

А) Работа по учебнику.

Стр. 85 читаем правило.

– Прочитаем правило в учебнике, что нам говорят об этом авторы учебника.

– Что нужно сделать, чтобы проверить слова с парными согласными в корне слова. (Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.)

– Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте. Выучите правило дома.

5. Физкультминутка

6. Словарно-орфографическая работа

– Как сказать одним словом “ прием пищи в середине дня”? (Обед.)
– Назовите другие значения этого слова. (Перерыв на работе; пища, приготовленная для еды.)
– Запишите, поставьте ударение. Назовите орфограммы. (Парная согласная в конце слова, безударная гласная О.)
– Давайте попробуем устно составить предложения с этим словом.
– Запомните написание этого слова.

7. Закрепление изученного материала

А) Упражнение в подборе проверочных слов. Упр. 191, стр. 85.

– Прочитайте слова.

– Запишите сначала проверочное слово, выделите корень, подчеркните букву, которую надо проверить. Затем напишите проверяемое слово, выделите корень, подчеркните букву. (По цепочке выполняют на доске.)

– Объясните, какие слова являются проверочным.

Б) Самостоятельная работа.

На доске слоги:

КА, КИ, ПА, НАТ, ВОДО, КА, ЛОД, РУС, РЫБ, ЛАЗ.

– Как видите все слова рассыпались и наша задача собрать их по половинкам. Выполняете самостоятельно потом проверим. (Рыбки, водолаз, лодка, парус, канат.)
– Давайте подберем проверочные слова.
– Дома с этими словами надо будет составить словосочетания из словосочетаний предложения, а из предложений текст.

Задания на листочках.

1. Распределить слова на две группы. Выписать каждую группу слов в столбик. Вставить пропущенные буквы.

Игру_ка, горо_ки, пиро_, подру_ка, заво_, гла_ кий, горо_, рука_, гру_, кро_, пого_ка.

2. Подчеркнуть слова, в корне которых пишется буква “д”.

Мё(т), кро(т), огоро(т), тор(т), мос(т), горо(т).

8. Рефлексия

– Что узнали на уроке?
– Как проверить парную согласную в корне слова? (Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.)

9. Домашнее задание

Составить текст либо предложения, выучите правило.