Цели: формировать умение проверять написание слов с сомнительными парными согласными; овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами; развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, прививать любовь и уважение к русскому языку.
Задачи:
- Образовательная: учить видеть орфограмму, развивать умения проверять слова с безударными гласными и парными согласными в корне слова.
- Развивающая: развить речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся.
- Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, чувство сопереживания, взаимопомощи, аккуратность.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент
(Написать число.)
2. Минутка чистописания
– Рассмотрите внимательно буквы.
Бб, Дд, Вв, Гг, Жж, Зз, Рр.
–
Почему я их написала в одну строчку? Что у них общего? (Они согласные, звонкие.)– А как вы думаете какая среди этих букв лишняя? (Р.)
– Почему вы так считаете? (Потому что она непарная согласная.)
– Пропишите эти буквы, а на следующей строчке напишите их пары.
3. Сообщение темы и цели уроков
– Давайте напишем словарный диктант. Один ученик будет выполнять на доске, остальные на листочках.
Кружка, тетрадка, гриб, ягодка, шапка, глаз, соседка, морковка, пирожки, скользкий.
– Давайте проверим. Почему вы затруднились при написании этих слов. (Так как в этих словах есть орфограмма парные согласные.) Где находятся парные согласные? (В корне слова.)
– Что же надо делать, что бы правильно написать слова? (Надо подобрать проверочное слово, чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.) (Кружечка, тетради, грибы, ягоды, шапочка, глаза, соседи, морковный, пирожок, скользить.)
Вывод:
4. Первичное закрепление
А) Работа по учебнику.
Стр. 85 читаем правило.
– Прочитаем правило в учебнике, что нам говорят об этом авторы учебника.
– Что нужно сделать, чтобы проверить слова с парными согласными в корне слова. (Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук.)
– Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте. Выучите правило дома.
5. Физкультминутка
6. Словарно-орфографическая работа
– Как сказать одним словом “ прием пищи в
середине дня”? (Обед.)
– Назовите другие значения этого слова. (Перерыв
на работе; пища, приготовленная для еды.)
– Запишите, поставьте ударение. Назовите
орфограммы. (Парная согласная в конце слова,
безударная гласная О.)
– Давайте попробуем устно составить предложения
с этим словом.
– Запомните написание этого слова.
7. Закрепление изученного материала
А) Упражнение в подборе проверочных слов. Упр. 191, стр. 85.
– Прочитайте слова.
– Запишите сначала проверочное слово, выделите корень, подчеркните букву, которую надо проверить. Затем напишите проверяемое слово, выделите корень, подчеркните букву. (По цепочке выполняют на доске.)
– Объясните, какие слова являются проверочным.
Б) Самостоятельная работа.
На доске слоги:
КА, КИ, ПА, НАТ, ВОДО, КА, ЛОД, РУС, РЫБ, ЛАЗ.
– Как видите все слова рассыпались и наша
задача собрать их по половинкам. Выполняете
самостоятельно потом проверим. (Рыбки, водолаз,
лодка, парус, канат.)
– Давайте подберем проверочные слова.
– Дома с этими словами надо будет составить
словосочетания из словосочетаний предложения, а
из предложений текст.
Задания на листочках.
1. Распределить слова на две группы. Выписать каждую группу слов в столбик. Вставить пропущенные буквы.
Игру_ка, горо_ки, пиро_, подру_ка, заво_, гла_ кий, горо_, рука_, гру_, кро_, пого_ка.
2. Подчеркнуть слова, в корне которых пишется буква “д”.
Мё(т), кро(т), огоро(т), тор(т), мос(т), горо(т).
8. Рефлексия
– Что узнали на уроке?
– Как проверить парную согласную в корне слова? (Чтобы
узнать, какой буквой обозначается согласный
звук, нужно изменить слово или подобрать
однокоренное слово, в котором после согласного
звука стоит гласный звук.)
9. Домашнее задание
Составить текст либо предложения, выучите правило.