Цели:
- формирование графических навыков письма букв Я, я и их соединений
- развивать память, речь, мышление, координацию движений, учиться списыванию с печатного и письменного текстов.
- воспитывать аккуратность, любознательность.
Оборудование: презентация к уроку, карта России, карточки с буквой Я.
Ход урока
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Для начала нужно собрать команду. Откройте свои прописи на стр. 11. Какие буквы “ спрятались”?
(Я – Л , Ш – И , Т – П – Г)
Все молодцы! Очень дружно! Никого не потеряли? Команда готова. Дружная ли она?
Прочитайте хором стихотворение.
(У любого корабля
с боку якорь буква – Я)
Какую букву мы сегодня будем с вами писать? (Я заглавную с соединениями с другими буквами.)
А в путешествие мы отправимся по воде. На чём? (На яхте.)
Поднять якорь. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки . Ведём вниз с закруглением. Поднимаемся наклонной выше верхней линии рабочей строки. Поворот влево , пишем овал. Возвращаемся по написанному. Вниз наклонную с закруглением внизу.
Попробовали в воздухе. Записали по точкам в прописи и до конца строки. Выберите самую красивую букву Я и подчеркните ручкой.
Посмотрите внимательно на следующую строку. Что вы можете сказать? Слог Ял с нижним соединением и Яш с верхним соединением. Обвести по точкам и прописать по 2 раза.
На следующей чистой строке записать любой слог с нижним соединением столько раз сколько букв спряталось в буквах Я и Ш. Ас верхним соединением столько раз сколько букв спряталось в букве Т.
Физкультминутка. Зарядка для глаз.
А куда же мы плывём? Сейчас узнаем. Прочитайте слова . На какие группы можно разделить эти слова?
(Название городов и имена.)
В какой же город мы с вами отправимся? В Ялту или Якутск? Найдём на карте. Почему мы не поплывём в Якутск? (Холодно, нет водного пути.)
Город Ялта находится на побережье Чёрного моря. Ну, а на нашей яхте обязательно должен быть самый главный человек. Кто? (Капитан.) Дайте ему имя. (Яша.) Записать. А кто готовит кушать? (Кок.) А зовут её? (Яна.) Записать. А кто первый помощник капитана? (Боцман-Ян.) Записать.
Мы всё ближе к намеченной цели. Прочитайте выразительно следующее стихотворение. Яша это наш капитан? (Нет.) Это мальчик. Списать 1–3 строчку. Значит, у Яши есть мечта. Прочитать.
Яша хочет стать моряком. Найдите в стихотворении родственное слово – моря. Значит какую же гласную напишем? О Запись под диктовку.
Физкультминутка. (“Яблочко” – танец.)
Вот уже виден берег. А у нас следующее задание. Прочитать. Какое слово лишнее. Выпиши родственные слова, выдели в них корень. На следующей строке запишите название города куда сегодня мы не смогли отправиться в путешествие. Якутск. И запишите слово, которое бы ассоциировалось с этим городом. (Мороз.) Ну вот наша яхта зашла в порт какого города? (Ялта.) Запишите название этого города и слово, которое ассоциируется с ним. (Море, морской, моряк.)
Швартуемся. Бросить якорь. У вас на столе карточка с буквой Я . Ваши ассоциации с этой буквой.
Мы оставим городу подарок. А что это за город, в какой стране он находится, что в нем необычного я попрошу вас узнать самостоятельно дома у родителей, из книг, из других источников информации.