Организация природоохранных месячников в условиях сельской школы

Разделы: Внеклассная работа


В настоящее время экологическое образование и воспитание являются одним из актуальных направлений развития системы образования и воспитания в целом. Без экологического просвещения невозможно сформировать общественное экологическое сознание, которое поможет справиться с проблемами этого рода.

В нашей школе экологическое образование осуществляется через предмет “Экология” (6, 7 кл.); элективные курсы: “Биосфера и человечество” (9 кл.), “Экология Татарстана” (10 кл.); экологизацию предметов; массовые экологические мероприятия; природоохранную деятельность, участие в конкурсах различного уровня.

Показателем экологического образования может служить реальная экологическая деятельность учащихся, направленная на улучшение окружающей среды своей местности. Большая работа в этом направлении проводится в ходе экологического двухмесячника, который объявляется в апреле и продолжается в мае. Этот двухмесячник стал традиционным. Подготовка к нему проводится заблаговременно: составляется план мероприятий, назначаются ответственные и сроки проведения. План вывешивается для того, чтобы учащиеся могли принять участие в предлагаемых мероприятиях.

В ходе экологического двухмесячника учащиеся школы принимают участие в санитарной уборке территории села, приводят в порядок территорию памятника односельчанам, погибшим в годы ВОВ, облагораживают родники, очищают речку Аппачку.

Для наведения и поддержания порядка учащиеся по графику работают на территории школы. В течение всего учебного года учащиеся школы шефствуют над ветеранами войны, тружениками тыла, детьми войны. Они оказывают посильную помощь в домашнем хозяйстве. А после работы, за чашкой чая, слушают рассказы о войне и о тяжелой работе в тылу.

Выпускники 11-го класса на память о себе посадили саженцы роз и яблони на территории пришкольного участка.

Учащиеся школы принимают участие в Международной экологической акции “Спасти и сохранить” и выбрали для восстановления и сохранения ландыш майский – растение семейства лилейные. Ландыш размножают дома, а потом высаживают на территории школы.

В ходе экологического двухмесячника учащиеся не только работают, но и пополняют свои знания, участвуя в проводимых мероприятиях, в подготовке которых принимают участие все учителя школы и школьный совет первичной организации ВООП. Особое внимание уделяется проведению дня птиц. Мероприятия, в которых задействованы все учащиеся школы, проводятся в течение нескольких дней. Это: викторины, игры, КВН, игра “Поле чудес”, беседы – презентации, конкурсы сочинений, рисунков, скворечников.

7 апреля в школе прошел “День здоровья”. Запаринова Е.П., учитель физкультуры, с учащимися 3–6 кл. провела мероприятие “Зоологические забеги”. Куренкова И.В. с учащимися 7–8 кл. провела интеллектуально-познавательную игру “Здоровье-лучшее богатство”. Ветлугина Н.А. с учащимися 9–11 кл. провела конференцию “Шум как экологический фактор”.

22 апреля Евстафьева А.П. с учащимися 1–6 кл. подготовила и провела внеклассное мероприятие, посвященное Дню Земли “Защитим биосферу”.

В рамках Дня охраны труда были проведены следующие мероприятия:

– конкурс рисунков (2–4 кл.) по теме “Ситуации из школьной жизни”. Дети нарисовали рисунки, в которых показали, что нельзя делать в школе: кататься на перилах, бегать, кричать, ходить на высоком каблуке и т.д.
– с учащимися 5–6 кл. проведена беседа с элементами игры о правилах поведения в школе, об обращении с электрическими приборами. В ходе игры разыгрывались ситуации: поведение учеников на перемене, тушение загоревшего телевизора.
– с учащимися 7–8 кл. проведена игра “Остаться в живых”.

В 9–11 классах учителем физкультуры был проведен практикум по оказанию первой медицинской помощи. Учащиеся показали навыки наложения повязок, жгута, вспомнили о мерах первой помощи при тепловом ударе.

Гильмутдинова З.М., учитель истории, с учащимися 9-го класса провела открытый урок обществознания на тему “Экологическое право”.

Данный урок способствовал формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, раскрытию сути экологических правонарушений и основных мер эколого-правовой ответственности.

Членами лекторской группы были проведены беседы – презентации: Ядовитые растения России, Животные Татарстана, Раннецветущие растения Татарстана.

Учащиеся под руководством учителя биологии проводят экологические исследования, с результатами которых выступают на Региональной научно-практической конференции “Школьники-науке ХХ1века”, на Поволжской научной экологической конференции школьников, на Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” (г.Москва).

Темы экологических исследований:
– Экологическая ситуация в моем селе,
– Распространение Европейского бобра в Альметьевском районе и перспективы хозяйственного использования,
– Автотранспорт и загрязнение воздуха,
– Культура физического здоровья,
– Влияние интенсивности движения транспорта на состояние воздуха.
– Определение качества меда.

В процессе исследовательской работы у школьников крепнет и формируется характер, развивается чувство взаимопомощи и коллективизма. Выработанные умения работать с литературой, проводить исследовательскую работу, принимать участие в конференциях и семинарах различного уровня несомненно окажут огромную пользу в их жизни независимо от их будущей профессии.

В ходе экологического двухмесячника учащиеся школы принимают активное участие в конкурсах различного уровня:

  1. Фестиваль “Экология. Творчество. Дети”, г.Москва.
  2. “Зеленая планета”, г.Казань.
  3. Акция “Марш парков”, г.Альметьевск.
  4. Конкурсы ВООП г.Альметьевск.
  5. Всероссийский конкурс детского рисунка “Попрыгунья стрекоза”, г.Москва.

По окончании двухмесячника подводятся итоги. Дипломами награждаются победители конкурсов, активные участники мероприятий. Отчет оформляется в виде альбома.

Вся эта работа способствует эколого-патриотическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, повышает уровень их сознательности, прививает бережное отношение к природе, готовит каждого учащегося к нравственному поведению в природной среде.