В настоящее время экологическое образование и воспитание являются одним из актуальных направлений развития системы образования и воспитания в целом. Без экологического просвещения невозможно сформировать общественное экологическое сознание, которое поможет справиться с проблемами этого рода.
В нашей школе экологическое образование осуществляется через предмет “Экология” (6, 7 кл.); элективные курсы: “Биосфера и человечество” (9 кл.), “Экология Татарстана” (10 кл.); экологизацию предметов; массовые экологические мероприятия; природоохранную деятельность, участие в конкурсах различного уровня.
Показателем экологического образования может служить реальная экологическая деятельность учащихся, направленная на улучшение окружающей среды своей местности. Большая работа в этом направлении проводится в ходе экологического двухмесячника, который объявляется в апреле и продолжается в мае. Этот двухмесячник стал традиционным. Подготовка к нему проводится заблаговременно: составляется план мероприятий, назначаются ответственные и сроки проведения. План вывешивается для того, чтобы учащиеся могли принять участие в предлагаемых мероприятиях.
В ходе экологического двухмесячника учащиеся школы принимают участие в санитарной уборке территории села, приводят в порядок территорию памятника односельчанам, погибшим в годы ВОВ, облагораживают родники, очищают речку Аппачку.
Для наведения и поддержания порядка учащиеся по графику работают на территории школы. В течение всего учебного года учащиеся школы шефствуют над ветеранами войны, тружениками тыла, детьми войны. Они оказывают посильную помощь в домашнем хозяйстве. А после работы, за чашкой чая, слушают рассказы о войне и о тяжелой работе в тылу.
Выпускники 11-го класса на память о себе посадили саженцы роз и яблони на территории пришкольного участка.
Учащиеся школы принимают участие в Международной экологической акции “Спасти и сохранить” и выбрали для восстановления и сохранения ландыш майский – растение семейства лилейные. Ландыш размножают дома, а потом высаживают на территории школы.
В ходе экологического двухмесячника учащиеся не только работают, но и пополняют свои знания, участвуя в проводимых мероприятиях, в подготовке которых принимают участие все учителя школы и школьный совет первичной организации ВООП. Особое внимание уделяется проведению дня птиц. Мероприятия, в которых задействованы все учащиеся школы, проводятся в течение нескольких дней. Это: викторины, игры, КВН, игра “Поле чудес”, беседы – презентации, конкурсы сочинений, рисунков, скворечников.
7 апреля в школе прошел “День здоровья”. Запаринова Е.П., учитель физкультуры, с учащимися 3–6 кл. провела мероприятие “Зоологические забеги”. Куренкова И.В. с учащимися 7–8 кл. провела интеллектуально-познавательную игру “Здоровье-лучшее богатство”. Ветлугина Н.А. с учащимися 9–11 кл. провела конференцию “Шум как экологический фактор”.
22 апреля Евстафьева А.П. с учащимися 1–6 кл. подготовила и провела внеклассное мероприятие, посвященное Дню Земли “Защитим биосферу”.
В рамках Дня охраны труда были проведены следующие мероприятия:
– конкурс рисунков (2–4 кл.) по теме “Ситуации из школьной жизни”. Дети
нарисовали рисунки, в которых показали, что нельзя делать в школе: кататься на
перилах, бегать, кричать, ходить на высоком каблуке и т.д.
– с учащимися 5–6 кл. проведена беседа с элементами игры о правилах поведения в
школе, об обращении с электрическими приборами. В ходе игры разыгрывались
ситуации: поведение учеников на перемене, тушение загоревшего телевизора.
– с учащимися 7–8 кл. проведена игра “Остаться в живых”.
В 9–11 классах учителем физкультуры был проведен практикум по оказанию первой медицинской помощи. Учащиеся показали навыки наложения повязок, жгута, вспомнили о мерах первой помощи при тепловом ударе.
Гильмутдинова З.М., учитель истории, с учащимися 9-го класса провела открытый урок обществознания на тему “Экологическое право”.
Данный урок способствовал формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, раскрытию сути экологических правонарушений и основных мер эколого-правовой ответственности.
Членами лекторской группы были проведены беседы – презентации: Ядовитые растения России, Животные Татарстана, Раннецветущие растения Татарстана.
Учащиеся под руководством учителя биологии проводят экологические исследования, с результатами которых выступают на Региональной научно-практической конференции “Школьники-науке ХХ1века”, на Поволжской научной экологической конференции школьников, на Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” (г.Москва).
Темы экологических исследований:
– Экологическая ситуация в моем селе,
– Распространение Европейского бобра в Альметьевском районе и перспективы
хозяйственного использования,
– Автотранспорт и загрязнение воздуха,
– Культура физического здоровья,
– Влияние интенсивности движения транспорта на состояние воздуха.
– Определение качества меда.
В процессе исследовательской работы у школьников крепнет и формируется характер, развивается чувство взаимопомощи и коллективизма. Выработанные умения работать с литературой, проводить исследовательскую работу, принимать участие в конференциях и семинарах различного уровня несомненно окажут огромную пользу в их жизни независимо от их будущей профессии.
В ходе экологического двухмесячника учащиеся школы принимают активное участие в конкурсах различного уровня:
- Фестиваль “Экология. Творчество. Дети”, г.Москва.
- “Зеленая планета”, г.Казань.
- Акция “Марш парков”, г.Альметьевск.
- Конкурсы ВООП г.Альметьевск.
- Всероссийский конкурс детского рисунка “Попрыгунья стрекоза”, г.Москва.
По окончании двухмесячника подводятся итоги. Дипломами награждаются победители конкурсов, активные участники мероприятий. Отчет оформляется в виде альбома.
Вся эта работа способствует эколого-патриотическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, повышает уровень их сознательности, прививает бережное отношение к природе, готовит каждого учащегося к нравственному поведению в природной среде.