Цели и задачи:
- Уточнить, обобщить и объединить в систему знания и представления воспитанников о признаках осени;
- Развивать умение распознавать различные группы растений; развивать мышление, смекалку, речь воспитанников;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Понедельник.
- Открытие недели.
- Приметы осени.
Вторник.
- Деревья осенью (парад стихотворений об осени).
- Конкурс “Ветки и детки”, “Где, чей листочек?”
- Игра “ Что растёт у нас?”
Среда.
- Урожай осенний (загадки, рассказы об овощах и фруктах).
- Конкурс “Чёрный ящик”.
- Выставка работ воспитанников (работы из природного материала; аппликации).
Четверг.
- Литературная гостиная (конкурс стихотворений).
- Художественная викторина (галерея картин известных художников).
- Конкурс рисунков.
Пятница.
- Урок – праздник “ Золотая осень!”
- Подведение итогов недели.
Открытие недели.
Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далёкие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели –
Сейчас уж летят в облаках.
(В. Докторов)
Красива наша природа в любое время года, но особенно осенью. Это удивительное время года привлекает своей неповторимой красотой поэтов, писателей, композиторов, художников. Сколько чудесных произведений написано об осени.
Ребята на этой предметной неделе мы с вами вспомним и уточним свои знания, и представления об осени. Знакомство воспитанников с планом проведения недели.
Приметы осени.
В каждом времени года есть своя неповторимость и своя прелесть:
Зимой – искрится снег,
Весной – травка зеленеет,
Летом – “льётся трель соловья”.
И у осени свои приметы. Их очень много:
В сентябре одна ягода – рябина, да и та горька.
Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Ноябрь капризен: то плачет, то смеётся.
Воспитанники старших классов рассказывают об осенних месяцах.
Деревья осенью (парад стихотворений о деревьях).
“Тополь”.
Тополь – это знают все –
Чемпион по росту.
И достать мою макушку
Вам совсем не просто,
Потому что я за лето
Вырастаю на два метра.
“Клён”.
Клён встречает самым первым
Осени приход.
Кружит в воздухе весёлый
Листьев хоровод,
Землю быстро укрывает
Золотым ковром –
Пусть родная засыпает
Долгим зимним сном.
“Береза”.
Берёзка тонкая и нежная
Надела платье белоснежное,
А солнышка осенний свет
Покрасил косы в желтый цвет.
Таким нарядом каждый год
Встречаю осени приход.
“Осина”
В саду осеннем у дорожки
Осина хлопает в ладошки.
Вот почему на той неделе
Её ладошки покраснели.
“Ива”.
Как это скучно –
Сто лет без движенья
В воду глядеть на своё отраженье!
Свесила ветви с обрыва
Тихая, грустная ива.
“Рябина”.
Я нарядная рябинка,
На моих плечах – косынка.
Бусы ярки, как огонь,
Только их пока не тронь.
Мои бусы – украшенье
И для птичек угощенье.
Любят птички зимним днём
Угощенье моё.
Воспитанники с 3 по 9 класс приготовили дополнительный материал о дереве, которое они представляют в виде реферата, сообщения.
Конкурс “Ветки и детки”.
Нужно разложить попарно на столе ветки деревьев и стебли травянистых растений с их плодами.
Возможные пары: сосновая ветка с шишкой; еловая ветка с шишкой; ветка и ягода калины, ветка и ягода рябины, ветка и ягоды боярышника; ветка клёна и крылатки; листы и колос с семенами подорожника.
Урожай осенний (загадки, рассказы об овощах и фруктах).
Золотая голова велика и тяжела,
Золотая голова на грядку прилегла
Голова велика, только шея тонка. (Тыква.)Круглая, а не лук,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар
С хвостом, да не мышь. (Репа.)Сидит дед в сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук.)Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)Лежит Егор под межой,
Накрыт зелёной фатой. (Огурец.)Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицу,
У неё листочки с хрустом,
А зовут её……. (капуста).
Так зовут куклу – маленького мальчика и это растение. (Петрушка.)
Этот овощ врачи советуют есть, чтобы не болеть гриппом. (Чеснок.)
Плод этого растения может быть ведром, бутылью, барабаном и бочкой для засола огурцов. (Тыква.)
Бывает черный, бывает красный, горошком, острее ножа. (Перец.)
Воспитанники старших классов рассказывают об овощах.
Конкурс “Чёрный ящик”.
Задание – отгадай, что в чёрном ящике?
Предметы: огурец, помидор, кабачок, тыква, лук, репа, чеснок, свёкла, морковь.
Выставка работ воспитанников.
Поделки воспитанников из природного материала, аппликации.
Литературная викторина.
Конкурс стихотворений на тему “Осень”.
Художественная викторина.
Знакомство воспитанников с репродукциями известных художников на тему “Осень”.
Конкурс рисунков.
Выставка лучших рисунков воспитанников.
Урок – праздник “ Золотая осень!”
(1–4 классы.)
- Уточнить, обобщить и объединить в систему знания и представления воспитанников о признаках осени;
- Развивать умение распознавать овощи, фрукты и другие растения;
- Развивать мышление, устную речь учащихся;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Оборудование:
- Гербарий листьев;
- Листочки – шаблоны листьев (тополь, клен, берёза, дуб);
- Овощи натуральные;
- Осколочные картинки овощей (картофель, капуста, морковь).
Ход урока
I. Организация воспитанников на урок.
II. Сообщение темы урока.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья
Кто эта художница?
Дети отвечают – осень.
На доске буквы (ь, н, е, с,о)
Из данных букв нужно собрать слово – осень.
Темой нашего урока будет осень, а именно “Золотая осень!”
III. Актуализация опорных знаний воспитанников
Как же осень ребята изменяет всё вокруг?
Назовите приметы осени.
Самое главное изменение, которое происходит осенью, это похолодание. Солнце
поднимается ниже, чем летом. Становится холоднее, рост растений замедляется, и
листья окрашиваются в разные цвета.
Какого цвета бывают листья осенью?
Покажите зелёные листочки.
Желтые.
Красные.
Оранжевые.
Покажите листики дуба, берёзы, клёна, тополя.
Ребята назовите осенние месяцы
Дети называют осенние месяцы
На доске таблица.
Сентябрь.
Октябрь.
Ноябрь.
Учитель вместе с ребятами ещё раз проговаривает осенние месяцы.
Ребята что же происходит в труде людей осенью?
Дети отвечают, что осенью идёт уборка урожая.
Ребята давайте отгадаем, какие овощи собирают осенью?
Загадки об овощах:
- Красный пан в яму пал? (Свёкла.)
- Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицу,
У неё листочки с хрустом,
А зовут ее…….. (капуста) - Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зелёные прядки. (Морковь.) - Меня единственную в мире
Не просто варят, а в мундире.
Честь мундира берегу –
Служу людям, как могу. (Картошка.) - Сидит дед в сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук.)
IV. Инсценировка “Спор овощей”.
Дети разыгрывают сценку “Спор овощей” Н. Семёновой (ребята одевают шапочки овощей – горошек, свёкла, капуста, огурец, морковь, помидор, лук, картошка, доктор Айболит).
Автор.
Кто из них, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях,
Будет всех полезней?
Выскочил горошек-
Ну и хвастунишка.
Горошек.
Я такой хорошенький,
Зелёненький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Автор.
От обиды покраснев,
Свёкла проворчала…
Свёкла.
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Автор.
А потом пришёл кочан капусты:
Сто одёжек и тюрбан,
И внутри не пусто.
Капуста (недовольно).
Ты уж, свёкла помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Автор.
А это что за молодец?
А это толстый огурец!
Огурец (задорно).
Я превосходный огурец-
Зелёный, крепкий, сладкий.
Мне надоело, наконец,
Лежать на черной грядке
Автор.
Посмотрите на красные обновки…
Шире круг! Шире круг!
Танцуют две морковки!
Морковки (кокетливо).
А про нас рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Автор.
Тут надулся помидор,
И промолвил строго…
Помидор.
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный,
Уж, конечно, сок томатный.
Автор.
Слышите, смеётся лук.
И говорит
Лук.
Не морковь я. Нет! Я – злюка.
Стоит всем отведать лука.
Слёзы потекут рекой,
Я на грядке самый злой.
Я приправа в каждом блюде,
И всегда полезен людям.
Картошка (скромно).
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала….
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Автор.
Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно!
Раздаётся стук в дверь.
Автор.
Кто-то, кажется, стучится?
Входит врач.
Овощи (хором).
Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях,
Будет всем полезен?
Айболит (расхаживая).
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее
Кто из вас нужнее!
Автор.
Спасибо, дорогие овощи и доктор Айболит, что пришли к нам. А сейчас давайте посмотрим, как ребята могут определять овощи.
V. Собрать осколочные картинки овощей (картофель, огурец, капуста, морковь).
VI. Определить овощи в черном ящике.
VII. Частушки об овощах в исполнении воспитанников.
VIII. Итог. Наш урок – праздник подошёл к концу, настала пора прощаться. До свидания! Объявляется благодарность всем ребятам.