Цели и задачи:
- Закрепить название и последовательность чисел натурального ряда;
- Повторить состав чисел в пределах 10;
- Закрепить умения решать простые текстовые задачи (на нахождение суммы и остатка), вспомнить компоненты задачи;
- Отработать умения решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
- Расширять общий кругозор учащихся. Воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки.
Оборудование:
- Картинки сказочных героев, домиков.
- Таблица с задачей и с цыплёнком, состоящим из геометрических фигур.
- Зонтики с примерами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку. Настроить на рабочий лад.
II. Работа над пройденным материалом. Устный счёт.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы отправляемся в гости к героям сказок. Они хотят посмотреть, чему вы научились за это время - умеете ли вы решать примеры, задачи? Умеете ли вы вести себя на уроке?
Закрыли глаза, легли на парты и представляем, что мы идём по красивому сказочному лесу (открыли глаза) и выходим на поляну, на которой стоят сказочные домики, образуя улицу. Посмотрите, как красиво кругом. Вам интересно узнать, кто живёт в этих домиках? А для этого вы должны отгадать загадку, и узнаете к кому первому мы отправимся в гости:
Не артист, а голосист,
Не ездок, а шпоры у ног.
Кто же это? (Петушок) (Рисунок №1)
Чтобы узнать номер его домика, вы должны устно решить пример
3 - 2 = 1
- Правильно Петушок живёт в домике №1. Он приготовил вам такое задание (петушок в клюве держит конверт с заданием.)
а) Назвать числа по порядку:
от 0 до 10
от 10 до 20
от 12 до 5
от 19 до 10
б) Какое число следует при счёте за числом 3? 7?
в) Какое число следует при счёте перед числом 2? 6?
г) Назовите число, которое находится между числами 4 и 6? 7 и 9?
д) Назовите соседей числа 3, 8.
- Ребята, Петушок обращается к вам с просьбой. Хозяйка этого домика Курочка ушла в лес. А надо собрать и покормить цыплят (Рисунок №2). Давайте поможем Петушку их покормить (на цыплятках написаны примеры, дети их прочитывают и решают). Петушок говорит вам спасибо. А что мы ему ответим? (Пожалуйста). Попрощаемся с ним и отправимся дальше. А вот к кому вы узнаете, если отгадаете загадку:
- Появилась я в чашечке цветка,
А была чуть больше ноготка (Дюймовочка). (Рисунок №3)
Дюймовочка просит вас решить вот эти примеры удобным способом:
2 + 5
1 + 6
10 - 3
4 + 3
- Каким правилом вы будете пользоваться? Почему?
- Что вы заметили? (В каждом примере ответ 7). Вот мы и узнали, в каком домике живёт Дюймовочка.
- А ещё надо заполнить домик, чтобы на каждом этаже было 7 квартир:
7 | |
2 | |
4 | |
1 | |
5 |
- Распрощаемся с Дюймовочкой, как вежливые дети, что мы ей должны сказать? (До свидания).
А нас приглашают в домик №5. Смотрите, кто-то нам машет платочками (Рисунок №4). Там живут два весёлых медвежонка, они приготовили для нас физкультминутку (дети в масках её проводят).
Медвежата в чаще жили
Головой своей кружили.
Вот так, вот так,
Головой своей кружили.
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.
А потом они плясали
Дружно лапы поднимали.
Вот так, вот так,
Дружно лапы поднимали.
На левой стороне улицы у нас остался последний домик №3 и там живёт:
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках. (Баба-Яга) (Рисунок №5)
а) В этом домике живёт коварная Баба-Яга. Она приготовила вам трудные задания, она специально сделала ошибки, если мы их не найдём, она нас не отпустит. Ищем ошибки:
5 > 8
3 < 4
8 < 6
6 < 2
(Дети устно исправляют ошибки).
б) С первым заданием вы справились, осталось ещё одно. Баба-Яга в примерах спрятала числа и знаки, а вам предстоит угадать какие?
(Дети решают примеры в тетрадях с комментированием).
7 * x = 4
10 * x = 9
3 * x = 6
5 * x = 3
Баба-яга не ожидала, что вы так хорошо решаете примеры и ей приходится отпустить нас.
Чтобы узнать, кто живёт в следующем домике, отгадаем загадку:
Всех в лесу она хитрей,
Шуба рыжая на ней,
Длинный хвост - её краса
Это рыжая - :.(лиса) (Рисунок №6)
- А в каком домике она живет, мы узнаем, решив пример (6 + 2 = 8).
- Что надо сделать, чтобы попасть в этот домик? (Перейти улицу).
- А как вы будете переходить через дорогу? (Правило перехода через дорогу).
а) А у Лисы в гостях лисята. (Рисунок №7)
- Посчитайте, сколько гостей у Лисы? (6)
- Что надо сделать, чтобы их стало на одного больше? Сколько станет лисят? (7)
- Что надо сделать, чтобы их стало на два меньше? Сколько их стало? (5)
- Что надо сделать, чтобы лисят стало поровну в двух рядах?
б) Ребята, смотрите у Лисы ещё один гость, это цыплёнок. (Рисунок №8)
- Из каких фигур состоит цыплёнок?
- Сколько кругов вы видите?
- Сколько треугольников?
- Сколько квадратов?
- Каких фигур больше? Меньше?
А вот в домике №6 нам предстоит привал (все легли на парты и полежали несколько минут).
Ребята, слышите, кто-то плачет?
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
У меня румяный бок,
А зовусь я :. (Колобок) (Рисунок №9)
- Помогите мне выполнить домашнее задание, я никак не могу справиться с этим заданием. Ребята, давайте поможем Колобку. (2 ученика решают у доски, а остальные дети в тетрадях самостоятельно).
5 + 2 - 3 =
8 - 2 + 1 =
- Ребята, решив примеры за Колобка, правильно мы поступили? (Нет).
- Почему? Что надо сделать? (Объяснить Колобку решение, ведь он же опять ничего не понял). (Дети объясняют).
Остался у нас последний домик. Интересно, кто же в нём живёт? Чтобы узнать, кто живёт в домике, я предлагаю вам решить весёлые задачи, ответы помогут узнать это.
а) Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Два под берёзой,
Один у осины
Сколько всего их
В плетёной корзине? (2 + 1 = 3) Мб) Пять ворон на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело
Сколько всех их прилетело? (5 + 2 = 7) Ыв) К серой цапле на урок
Прилетели 7 сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок? (7 - 3 = 4) Шг) Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели
5 румяных, наливных,
3 с кислинкой. Сколько их? (5 + 3 = 8) И
- Кто же живёт в этом домике? (Мыши) (Рисунок №10). Мыши предлагают теперь самим составить и решить задачу, поэтому рисунку (на доске рисунок) (Рисунок №11)
- Чтобы не ошибиться, вспомним, из каких частей состоит задача?
- Назовите условие задачи.
- Каков вопрос к задаче?
- Как будем решать задачу?
- А что такое число 3? (Запишите решение этой задачи в тетрадь).
10. Ой, смотрите, тяжёлые тучи закрыли солнышко и сейчас пойдёт дождь. Мышки приготовили зонтики (каждый получает зонтик) (Рисунок №12). Но зонтики, к сожалению, белые. Давайте их раскрасим, чтобы они стали красивыми. Но сначала надо решить примеры на зонтиках, затем сектор с ответом (Рисунок №13).
5 раскрасим красным цветом,
6 - зелёным цветом,
7 - синим цветом.
- Поднимите зонтики над головами, чтобы нас не замочил дождик и возвращаемся в класс.
III. Подведение итогов урока. (Рисунок №14)
- Какие задания приготовили нам герои сказок?
- А эти зонтики вам остаются на память о нашем путешествии.