Введение
Счастье мыслящего человека состоит не в том,
Чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том,
чтобы вносить как можно больше света и теплоты
в существование всех окружающих людей.
Д. И. Писарев.
О современной семье много пишут и говорят. По данным социологических опросов в нашей школе треть педагогов обвиняет семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время многие родители сознают свою важную роль в становлении личности ребёнка через школу.
Попав в ножницы между школой и семьёй, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. В свою очередь изменилась и сегодняшняя семья.
Какую бы информацию ни давали нам различные социологические опросы, педагоги делают порой просто не возможное, что бы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. Оно должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личных качеств ребёнка? Мы считаем:
- Как можно меньше, вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям.
- Как можно больше духовного общения детей с родителями и школой, которое приносит радость матерям и отцам.
- Не пытаться никого перевоспитывать, не увлекаться критикой.
- Искренне восхищаться достоинствами членов семьи, проявившим свои возможности.
В этом мы видим актуальность нашего проекта.
Как сделать так, что бы как можно большее количество семей были счастливы, чтобы ребёнок гордился своей семьёй и школой, а семья радовалась успехам ребёнка.
Цели и задачи проекта
Целью данного проекта является:
- Формирование и развитие духовно – нравственного воспитания детей в традициях семьи и школы.
- Основные задачи данного проекта – помочь школе:
- Стать помощником и хорошим советчиком для родителей.
- Создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
- Помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка через
общения со школой:
- становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, которые они стремятся привить детям;
- создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, доброму и святому.
Сложностями на пути решения этих задач являются:
- современное, не всегда благоприятное для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания детей, социокультурное окружение;
- скудность общественного опыта освоения традиций духовно-нравственного воспитания;
- отсутствие четких систематизированных представлений родителей о традициях семейной педагогической культуры и недостаточность личного опыта;
- отсутствие системы духовно- нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно – нравственной помощи семье в воспитании детей;
- социально-психологическая незрелость современных детей и родителей.
Гипотеза проекта
Если фестиваль «Союз семьи и школы» станет ежегодным мероприятием, то позволит взглянуть на многие проблемы глазами детей и родителей, поможет преодолеть непонимание в их взаимоотношениях и стимулировать потребность родителей в эмоциональном контакте с детьми, а совместная деятельность участников сведёт к минимуму отрицательное отношение семьи к школе и максимально продемонстрирует положительное влияние на ребенка.
Планируемые результаты
Проект позволяет:
- повысить эффективность духовно-- нравственного воспитания детей в семье и школе;
- разработать содержание и апробировать новые формы взаимодействия с семьей по возрождению традиций семейного воспитания с целью оздоровления отношений семьи и школы;
- снижение остроты духовно-нравственного кризиса семьи и школы;
- повышение престижа, поднятия авторитета школьного образования;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранения духовно- нравственных традиций семейного воспитания.
Фестиваль «Союз семьи и школы»
Этапы реализации проекта.
Сроки реализации | Содержание этапа | Взаимодействие |
1 этап. Подготовительный этап. |
||
Февраль | 1. Просвещение родителей
через родительские собрания. 5-6классы
7-8 классы
9-11 классы
2. Диагностика интересов. 3. Создание организационного комитета по проведению фестиваля. Разработка программы фестиваля. |
Классный руководитель, родители, педагог-психолог, социальный педагог. |
2 этап. Организация совместной деятельности семьи и школы. |
||
Вторая неделя апреля |
|
Учителя-предметники, классные руководители, учащиеся, выпускники, родители. |
3 этап. Аналитический. |
||
|
Администрация, учителя, родители, учащиеся. |
Заключение
Любую работу можно делать по-разному. Можно просто добросовестно (или не очень) выполнять возложенные на тебя функции. И честно получать положенную тебе зарплату. И при этом иметь массу преимуществ: спокойную нервную систему, уйму свободного времени – для себя и своей семьи. А можно работу свою делать по максимуму.
Вот и этот проект был разработан для учителей, работающих по максимуму, творческих, думающих, имеющих собственную жизненную позицию и своё «педагогическое кредо». Хороший педагог – всегда уникален. Любую проблему он решает по-своему. И многотрудную работу с родителями и семьями учащихся – тоже. Мы будем рады, если настоящий проект сыграет в этом хотя бы незначительную роль. И с большой благодарностью примем пожелания, замечания, рекомендации и предложения от коллег и родителей.