Кухни народов мира

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Основные направления и содержание деятельности.
  3. Механизм оценки полученных результатов.
  4. Условия реализации программы.
  5. Тематический план.
  6. Список литературы.

I. Пояснительная записка

В системе воспитания школьников важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения.

В школьной программе отводится определенное количество времени для приобщения учащихся к кулинарии. Девочки с интересом занимаются кулинарией. Приобретенные навыки очень помогают им в повседневной жизни, а некоторым дают ориентацию в выборе будущей профессии.

Однако учебного времени отведенного на данную тему не достаточно. И для того, чтобы помочь учащимся овладеть навыками самообслуживания, приготовления пищи, расширить их знания о национальных традициях нашей страны и стран мира, познакомить с традиционной русской кухней и кухней других народов была составлена данная программа.

Цели и задачи курса.

Кружок кулинарии, опираясь в своей работе на знания и навыки по приготовлению пищи, полученные учащимися на уроках технологии, должны расширить и углубить эти знания и навыки, способствовать профориентации школьников.

Основные цели кружка:

  • развитие эстетического вкуса учащихся,
  • расширение знаний учащихся в кулинарии,
  • формирование культуры общения,
  • формирование и развитие творческих способностей учащихся в кулинарии,
  • формировать экологические убеждения.

Учащиеся получат знания:

  • способы приготовления и оформления блюд,
  • правила подачи блюд,
  • пищевая ценность овощей,
  • правила поведения за столом,
  • правила по технике безопасности при выполнении кулинарных работ,
  • санитарно-гигиенические требования,
  • экологическая подготовка,
  • секреты русской кухни,
  • виды национальных блюд,
  • исторические предпосылки развития кухни разных стран

Учащиеся приобретут умения:

  • правильно подбирать формы нарезки продуктов при приготовлении блюда,
  • использовать приемы тепловой кулинарной обработки,
  • готовить блюда национальной кухни,
  • украшать блюдо,
  • витаминизировать пищу,
  • сервировать стол,
  • соблюдать санитарно-гигиенические и экологические требования,
  • соблюдать правила по техники безопасности,
  • правильно вести себя за столом.

Программа занятий рассчитана на учащихся 5 классов. Группы формируются по возрастному принципу: в группу входят учащиеся одной параллели. Это позволяет строить занятия с учетом подготовленности школьников, правильно сочетать теорию с практикой.

Рекомендуется группа не более 15 человек. Для наилучшей организации работы кружка группу делят на 3 бригады по 5 человек в каждой во главе с бригадиром.

В целях воспитания самостоятельности, активности кружковцев рекомендуется в каникулярное время проводить дни открытых дверей кружка. Учащиеся показывают гостям оформление готовых блюд, рассказывают о правилах сервировки и поведения за столом, дают советы в приготовлении различных блюд, проводят викторину.

Цель данного мероприятия заключается также в том, чтобы познакомить широкий круг ребят с работой кружка, привить им интерес к культуре быта.

Занятия в кружке завершатся выполнением и защитой проектов.

II. Основные направления и содержание деятельности.

Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды: фартука и косынки, сменной обуви. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.

Работа кружка связана с использованием нагревательных приборов (электрическая плита, духовой шкаф, электрический чайник, микроволновая печь), режущих инструментов (ножи, кухонный комбайн), с варкой, жарением, выпечкой. Это обязывает особое внимание обращать на правила безопасности труда.

Знания в области экологии необходимы каждому человеку как умение читать, писать и считать. Экология – наука о взаимоотношении живых организмов и условий среды. Поэтому в области кулинарии экологические знания необходимы. Накапливающаяся пыль в помещении, испарения жидкостей для мытья посуды и сантехники загрязняют воздух в помещении. Чтобы снизить загрязнения воздуха в помещениях необходимо плотно закрывать крышки емкостей с хим.жидкостями и выбрасывать пропитанную химикатами ветошь в герметичные контейнеры. Огромное значение имеет вентиляция. Регулярно проветривать помещение и проводить влажную уборку. В кухонном помещении должна быть установлена вытяжка. Большая роль в очистке воздуха в помещение отводится комнатным растениям.

Наиболее характерна комбинированная структура занятий: организационный момент, повторение пройденного материала, изложение новой темы, вводный инструктаж, подготовка к практической работе, практическая работа и текущий инструктаж, уборка рабочих мест, сервировка стола, дегустация. Заключительный инструктаж, мытье посуды, уборка помещения.

На занятиях применяется широкий арсенал методов:

  • словесные (объяснения, рассказ, беседа);
  • наглядные (демонстрация приемов выполнения операций, вариантов оформления готовых блюд);
  • проблемные (постановка проблем и поиск ее решения);
  • исследовательские (самостоятельный анализ задачи и ее решение);
  • метод практического сотворчества;
  • метод коллективных и групповых работ;
  • метод творческого показа.

Подростки отстраненно воспринимают теоретические и лекционные занятия, не влекущие действия с их стороны, но требующие их внимания, поэтому теоретическая часть курса проводится в форме живых бесед, где все время поддерживается обратная связь с учениками. Уже в ходе занятия можно делать заключение по степени усвояемости учащимися материала.

III. Механизм оценки получаемых результатов.

Прямыми критериями оценки получаемых результатов обучения являются достижения учащихся: приготовление блюд данной страны, выполненных в соответствии с технологией приготовления.

Для проведения окончательных итогов занятий в конце года проводится защита проекта по выбранной стране.

IV. Условия реализации программы.

Занятия проводятся в кабинете технологии, в оборудованном помещении для кулинарии, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет светлый, сухой, с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией.

Учебная кухня оборудована подвесными шкафами, разделочными столами. Для работы имеется необходимый инвентарь.

Продукты питания, необходимые для практических занятий, учащиеся приобретают самостоятельно. Нормы продуктов указаны в инструкционных картах приготовления блюд.

V. Тематический план.

5-й класс.

№ п/п Тема занятия Кол-во часов Содержание
1. Вводное занятие 2 1. Цели и задачи кружка, содержание курса, правила безопасности.
2. Распределение по бригадам, организация рабочих мест.
2. Русская национальная кухня 16 1. Особенности русской кухни.
2. Роль овощей в русской кухни.
3–6. Блюда из картофеля. (Картофельные котлеты, картофель фаршированный грибами.) Практические занятия.
7–10. Капуста. Блюда из капусты (капуста тушеная, капустные котлеты) Практические занятия.
11–14. Особенности православной русской кухни. Постные супы (щи, рассольник) Практические занятия.
15– 16. Любимое блюдо русской народной кухни. Практическое занятие.
3. Национальные блюда Белоруссии. 8 1–2. Традиционные белорусские блюда. Использование картофеля в белорусской кулинарии.
3–8. Блюда белорусской кухни. (Драники, пирожки картофельные фаршированные грибами, яйца фаршированные грибами.) Практические занятия.
4. Блюда украинской кухни.

 

8 1–2. Особенности украинской кулинарии. Место свеклы в блюдах украинской кухни.
3–8. Блюда украинской кухни (галушки яблочные, борщ, яйца в сметане). Практические занятия.
5. Кухня народов Кавказа.

 

10 1–2. Особенности кавказской кухни. Баклажаны. Цветная капуста. Блюда из них.
3–8. Блюда грузинской кухни (баклажаны с чесноком, цветная капуста с яйцом, яичница с вареньем). Практические занятия.
9–10. Правила приема гостей. Традиции разных народов.
6. Кухня стран Балканского полуострова. Болгария. Венгрия. 8 1. Особенности кухни Болгарии и Венгрии.
2. Томаты. Перец. Блюда из них.
3–6. Блюда болгарской кухни (салат “болгарский”, шопский салат, миш-маш, омлет по- болгарски). Практические занятия.
7–8. Блюда венгерской кухни.(Лечо.) Практическое занятие.
7. Итальянская кухня 8 1–2. Особенности итальянской кухни. Бутерброды в итальянской кулинарии.
3–8. Итальянские бутерброды и овощные запеканки (запеченные бутерброды, бутерброды по-итальянски с рыбой, итальянские горячие бутерброды, запеканка по- итальянски). Практические занятия.
8. Французская кухня. 8 1–2. Особенности французской кухни. Салаты. Использование сельдерея , лука-порея, салата-латука, спаржи, авокадо, шампиньонов.
3–8.Блюда французской кухни (запеканка дофинуа, шампиньоны фаршированные, яйца в мешочек запеченные). Практические занятия.
9. Творческий проект. 6 1–4. Подготовка к проекту (выбор страны, обзор особенности кулинарии, традиционные блюда).
5–6. Защита проекта.
ИТОГО: 74

VI. Список литературы.

  1. Вольпер И.Н. “Легенды и быль о продуктах”, М. “Экономика”, 1969.
  2. Ковалев В.М., Могильный Н.П. “Традиции, обычаи и блюда русской кухни”, М. “Терра”, 1998.
  3. Лазерсон И. “Французская кухня”, М. “Центрполиграф”, 2005.
  4. Похлебкин В.В. “Все о пряностях”, М.“Центрполиграф”, 1997.
  5. Похлебкин В.В. “Занимательная кулинария”, М. “Центрполиграф”, 1997.
  6. Похлебкин В.В. “Специи и приправы”, М.“Центрполиграф”, 1997.
  7. Райченок Ж.Е. “Самые популярные блюда мира”,Мн.Литература,1998
  8. Сенгурова Е. “Пир на весь мир”, М. “Терра”, 1998.
  9. Халин А.А.,Сунин Н.С. “Русский дом”, Н.Новгород, “Нижний Новгород”, 1991.