Цели:
- Формирование чувства принадлежности и позитивного отношения к своей семье.
- Развитие внимания, мышления, памяти, наблюдательности.
- Развитие элементарных математических представлений.
- Развитие речи.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие творческого самовыражения.
Возраст детей: подготовительная группа, 6-7 лет.
Технологии:
- технология развивающего обучения;
- технология сотрудничества.
Оборудование:
- раздаточный материал (задания на печатной основе – «Приложение», серия картинок «День рождения мамы»);
- магнитофон, карандаши, фломастеры;
- мяч, счётные палочки, кукла;
- солнышко с лучами: мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки;
- мягкие игрушки: лошадь, курица, корова, собака, кошка, медведь, овца, свинья;
- сердечко для каждого ребёнка.
Ход занятия
№ | Название упражнения | Цель | Содержание | Примечания |
1 | «Давайте познакомимся.» | Ритуал приветствия. Создание атмосферы сотрудничества. |
(Дети встают в общий круг.)
|
|
2 | Из истории возникновения «семьи». | Развитие произвольного внимания, позитивного отношения к семье. | - Как вы думаете, что такое «семья»? (По
мере называния членов семьи, на доске появляются лучи солнышка, на
которых написано: мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки.)
- Что у нас получилось? - А знаете, как возникло слово «семья»? - Послушайте рассказ: «Давно-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были одни только поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так называли русских, украинцев и белорусов. Славяне много работали. Этот народ был дружелюбным и гостеприимным. Славяне ласково обращались со своими друзьями, бедными стариками. Каждая семья – папа, мама, дети – жила в своей избе (так тогда назывались дома) отдельно от других семей. Это была большая, дружная семья, со своими обычаями и традициями. - Что вы запомнили? - Давайте познакомимся с вашими семьями… |
Солнышко с лучами:
|
3 | «Расскажу вам про семью.» | Формирование чувства принадлежности к своей семье. | (Дети встают в круг. Учитель бросает мяч
детям. Кто поймал мяч, отвечает на вопросы.)
- Назови своё полное имя и фамилию. - Сколько тебе лет? - Как зовут твою маму? Кем она работает? - Когда мама огорчается? - Как зовут твоего папу? Кем он работает? - Назови любимое занятие папы. - Есть ли у тебя брат или сестра? Старше они тебя или младше? - Как зовут твою бабушку? Чем она занимается? - Что радует бабушку? - Как зовут твоего дедушку? Чем он занимается? - Назови любимое блюдо дедушки. |
Мяч. |
4 | Пальчиковая гимнастика «Моя семья». | Развитие мелкой моторики. |
|
|
5 | Составление предложений по серии картинок «День рождения мамы». | Развитие речи. Расширение словарного запаса. Формирование правильного звукопроизношения. | - Составим рассказ по серии картинок.
- Расскажите, что вы видите на картинках, кто изображен, во что они одеты? - Что делает каждый? - А как вы думаете, а что они могут говорить друг другу? - Оживите картинку! - Расположите картинки по порядку. - Давайте вспомним, что же такое семья? (Ответы детей.) Вывод. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. |
Серия картинок выдаётся каждому ребёнку. |
6 | Игра «Сосчитай-ка». | Развитие элементарных математических
представлений. Развитие внимания, памяти. |
- Я сейчас вам прочитаю стишок, а вы при
помощи счётных палочек, сосчитайте, пожалуйста, сколько детей в семье.
- Сколько детей в семье? (8) - Вспомните, как зовут детей? |
Счётные палочки. |
7 | Игра «А ты мне кто?». | Развитие мышления. Расширение словарного запаса. |
- Кто нам брат, кто нам друг, становись
скорее в круг!
(Дети становятся в круг, учитель подходит к любому ребенку и
спрашивает):
«Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын.) (Кто ответил, становится ведущим и задает другому ребёнку вопрос): «Я – папа, а ты мне кто?» «Я – брат, а ты мне кто?» «Я – сестра, а ты мне кто?» «Я – бабушка, а ты мне кто?» «Я – дедушка, а ты мне кто?»… |
|
8 | «Распределение обязанностей.» | Способствует созданию хорошего настроения. Развитие сообразительности. |
- Я вам буду называть семейные
обязанности, а вы, если считаете, что их нужно выполнять, поднимайтесь. Дети 1 ряда – будут мамы. Дети 2 ряда – будут папы. Дети 3 ряда – будут дети. Семейные обязанности:
|
|
Перерыв 10 минут. Проводятся подвижные игры. |
||||
9 | Игра «Узнавай-ка». | Развитие речи. | - Скажите, а как одним словом можно
назвать маму твоей мамы или маму твоего папы? (Бабушка.)
(На доске напечатан текст.) - Кто из вас умеет читать? У бабки была внучка. Прежде внучка была мала и всё спала, а бабка пекла хлеб, мела избу, мыла, шила, пряла. А потом стара стала, легла на печку и всё спала. А внучка пекла бублики и баранки, пряла на бабку. (Л.Толстой.) - Понравился ли вам этот рассказ? Почему? - Правильно ли поступила внучка? - Кто-то из вас знает буквы? - Найдите в тексте знакомые буквы и зачеркните их карандашом. |
Занятие №1 (3) (см. Приложение). |
10 | «Назови детёныша.» | Развитие наблюдательности, мышления. | - Как вы думаете, у животных есть семья?
- Перед вами мягкие игрушки. - Назови детёныша:
- Как чувствуют себя детёныши около своей мамы? Вывод. Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что родители их согревают, защищают, заботятся о них. |
Мягкие игрушки: лошадь, курица, корова, собака, кошка, медведь. |
11 | «Сосчитай» | Развитие математических представлений. | - Посчитаем, сколько игрушек?
(Счёт от 1 до 6.) |
Мягкие игрушки. |
12 | «За..., перед..., между... .» | Развитие математических представлений. | - Поставьте:
|
Мягкие игрушки: лошадь, курица, корова, собака, кошка, медведь. |
13 | «Что изменилось?» | Развитие внимания, памяти | - Запомните, в каком порядке поставлены
игрушки. Закройте глазки, пожалуйста. (Поменять местами игрушки.)
- Откройте глазки и скажите: «Что изменилось?» |
|
14 | «Кто лишний?» | Развитие мышления. | - Кто лишний?
- Почему вы так думаете? |
Занятие №1 (2) (см. Приложение). |
15 | «Отгадай.» | Развитие мышления. | - Отгадайте мою загадку:
- Бедный утёнок потерял мамочку. - Помогите скорее утенку, укажите ему путь к маме. Цветным карандашом нарисуйте дорогу к утке. |
Занятие №1 (3) (см. Приложение). |
16 | «Динамический рисунок семьи.» | Развитие творческого самовыражения, креативности. | Семья – самое дорогое, что есть у
человека.
- Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им? - Нарисуйте картину «Моя семья». (Дети рисуют свою семью в течение 7-10 минут, проводят презентацию рисунков.) |
Занятие №1 (4) (см.
Приложение).
Карандаши, фломастеры, спокойная музыка |
18 | Заучивание стиха наизусть. | Развитие памяти. |
|
|
19 | «Я люблю свою семью...» | Укрепляет чувство собственного
достоинства. Повышает самооценку. Релаксация. |
Я очень рада, что у каждого из вас есть
родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы,
ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а
помогать им. Я хочу вам сегодня подарить каждому сердечко. Пусть каждый
из вас скажет по одному хорошему слову о своей семье. А начнем так: - Я люблю свою семью, потому что она... (Каждый ребенок отвечает и получает сердечко.) |
Музыкальное сопровождение.
Сердечко:
|