Формирование гражданско-патриотических качеств в курсе преподавания гуманитарных дисциплин

Разделы: Общепедагогические технологии


И ты, великодушная на диво,
Казни меня забвеньем, коль солгу…
И без меня ты сможешь быть счастливой
Я без тебя, Россия, не смогу.

Современные социально-экономические и политические процессы происходящие в мире: глобальный экономический кризис, втягивание России в межнациональные вооруженные конфликты, попытки некоторых политиков с русофобскими настроениями в европейских странах пересмотреть итоги второй мировой войны, нивелировать решающую роль русского народа в избавлении человечества от фашизма – требуют от государства, общества и отдельно от каждого гражданина, педагога активного участия в формировании гражданско-патриотических качеств у молодежи. В соответствии с предложениями Государственной Думы, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ разработана Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Реализация Программы способствует сохранению общественной стабильности, развитию национальной экономики и укреплению обороноспособности страны. Программа, ориентирована на все слои и возрастные группы граждан России.

Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Ребенок, наделенный определенной биологической программой развития, нуждается в социальных навыках. При этом необходимо его учить общению, поведению, дать определенные знания, навыки и умения. Эта передача опыта происходит через образование и воспитание. Пространство социальных отношений вместе с установками самого школьника остается важнейшим фактором, определяющим выбор им предложенного сценария социального поведения.

Этому в основе и посвящена работа педагогов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, которая позволяет пробудить интерес к историческому, культурному наследию истории нашей страны, способствует формированию коммуникативных и организаторских навыков, развитию творческих способностей учеников.

Задачи и цели педагогического коллектива:

  • воспитание патриотических чувств у школьников;
  • углубленное изучение истории страны и родного края;
  • обучение работе с историческими источниками, с целью получения необходимой информации;
  • формирование коммуникативных навыков в процессе проведения экскурсий, бесед, научно-практических конференций, семинарах и «круглых столах» по вопросам патриотического воспитания;
  • проведение конкурсов, фестивалей, форумов, встреч с интересными людьми, ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;
  • подготовка тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям;
  • проведение литературных и исторических экскурсий в историко-краеведческие музеи, по историческим местам Омска, связанным с Великой Отечественной войной;
  • проведение тематического обзорного показа художественных фильмов о Великой Отечественной войне прошлых лет и совершенно новых.

Качество патриотического воспитания гражданственности и патриотизма находятся в прямой зависимости от уровня теоретической разработанности и от мастерства педагогов. Система обучения, в том числе и по гуманитарным дисциплинам должна включать в себя широкий комплекс мероприятий по воспитанию и развитию у учеников социально-значимых ценностей. Немалую роль играет возможность участия школьников в военно-исторических фестивалях и военно-полевых играх, устраивающихся в нашем регионе. В век тотальной компьютеризации многие школьники, считая окружающую действительность скучной, ищут острых ощущений в виртуальной реальности. Поэтому историческая реконструкция, как зрелищное, в чем-то экстремальное действие, позволяет ученикам ощутить незабываемые переживания, не теряя контакт с обществом. И, даже наоборот, приобретая уникальную информацию самим эффективно тиражировать ее через показательные выступления и мастер-классы, приобретая уверенность в себе как активном и нужном гражданине своей страны.

В современном, быстро меняющемся мире, с большим объемом информации, постоянно меняющейся молодежной модой, педагогам необходимо искать новые формы мотивации и созидательной, интересной и творческой деятельности, глубокому изучению предмета. Искать эффективные межпредметные связи, развивая как интеллектуальную, так и прикладную грани личности. Стремиться, чтобы воспитание таких важных качеств школьников, как патриотизм и толерантность, не казались навязанными и не вызывали отторжение, а воспринимались как естественные, органичные и само собой разумеющиеся.