Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он
не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него высокий
уровень здоровья вполне возможно.
Н.М. Амосов
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей - богатство нации. Коль здоровье - богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.
Статистика свидетельствует: физиологически зрелым сегодня рождаются не более 14% детей: то есть большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Безусловно, они связаны с социально - экономическими процессами происходящими в России.
Но главной причиной является культурный кризис общества и, как следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного процесса в целом. Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива.
В системе физического воспитания на первом месте стоит профилактика заболеваний детей. Наряду со специфической профилактикой, состоящей из различных противоэпидемических мероприятий, предупреждающих возникновение инфекционных заболеваний, все большее распространение получает неспецифическая профилактика, направленная на повышение защитных сил организма. В основе неспецифической профилактики лежит обширный комплекс оздоровительных мероприятий: выполнение санитарно- гигиенического режима, систематические занятия по развитию двигательных умений и навыков работы. Существенная роль в системе физического воспитания детей принадлежит мероприятиям по закаливанию.
Коллектив МОУ ДО "Детский сад № 331" г. Омска проводит работу по воспитанию здорового ребенка, уделяя особое внимание комплексному использованию всех средств физического развития и оздоровления детского организма.
Работа по укреплению здоровья детей строится по следующим направлениям:
- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости;
- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации работников дошкольного учреждения;
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач (четкая организация теплового режима в помещении, рациональная одежда детей, полоскание рта кипяченой водой комнатой температуры с добавлением лекарственных трав, воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями, физические упражнения после сна, купание в бассейне, специальные дыхательные упражнения в сочетании с разнообразными движениями);
- воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
Для укрепления здоровья, всестороннего физического и психического развития ребенка, а также реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей, стимулирования познавательной и творческой активности необходимо построение такой развивaющeй среды, которая, по мнению Л.С.Выготского, должна соответствовать "зоне актуального развития и самого слабого и "зоне ближайшего развития" самого сильного ребенка в группе.
Развивающая двигательная среда нашего ДОУ включает в себя: спортивный зал, плавательный бассейн, спортивную площадку. Весь необходимый материал на каждого ребенка расположен в физкультурном зале (мячи, скакалки, ленточки, дуги для подлезания, обручи и т.д.). Спортивный комплекс, расположенный в физкультурном зале, позволяет детям выполнять основные виды движений (лазание по канату, лестнице, раскачивание и висы на кольцах и перекладине), а также проявлять творческую активность, демонстрируя свои двигательные умения и достижения.
Широко используется в работе по физическому воспитанию фитобар.
В целях предупреждения заболеваемости детей во всех группах применяем различные лечебно-профилактические процедуры: точечный массаж, ингаляции, витаминотерапия, ароматерапия. Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями позволяют проводить углубленную работу по оздоровлению. Большое оздоровительное и воспитательное значение придаем обучению плаванию. Дети с двух летнего возраста допускаются в бассейн. В младших и средних группах проводится одно занятие по подгруппам по 6-8 человек 1 раз в неделю по 15 минут, в старших подготовительных группах 2 занятия в неделю по 20 минут по подгруппам по 8-10 человек. Контролируя эффективность применяемых методов и приемов, даем конкретные рекомендации по регулированию физической нагрузки. Занятия по обучению плаванию проводятся в нетрадиционной форме.
Большое значение придаем преемственности и взаимосвязи занятий по плаванию с физкультурными занятиями, в которые рекомендуем включать:
- упражнениям по правильному дыханию, сочетанию движения и дыхания;
- подвижные игры на занятиях плаванию.
Этим обеспечиваем лучшее усвоение необходимых плавательных навыков у детей дошкольного возраста.
Повышению работоспособности и развитию защитных сил организма к неблагоприятным фактором внешней среды способствуют физические упражнения, проводимые на свежем воздухе в течение года: утренняя гимнастика, спортивные игры и упражнения.
Физкультурное занятие несет в себе определенную "оздоровительную дозу" в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, то есть физиологически обоснованной. Контролирует нагрузку на занятиях медсестра, она высчитывает общую и моторную плотность. Результаты вносим в карточку, что помогает регулировать уровень перегрузок и недогрузок на занятиях.
Систематически осуществляем медико-педагогический контроль, за проведением прогулок как одной из самых действенных форм закаливающих процедур в повседневной жизни.
Осенью и весной третье занятие - это походы в парк, стадион. Если ненастная погода - посещаем спорткомплекс, где поводим занятия "Школа мяча", разнообразные игры с обручами, скакалками, нестандартным оборудованием. Двигательная активность детей в спорткомплексе повышена, что оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка: развивает мышечную и центральную нервную системы, опорно-двигателный аппарат.
Прогулки проводим два раза в день с подвижными играми, которые в большей степени, чем другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, а потом всегда желанна.
Важно, чтобы последовательность видов деятельности детей на прогулке менялась в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий: в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в теплое время года или после физкультурного занятия - с наблюдения, спокойных игр и так далее. Следим, чтобы деятельность детей на свежем воздухе была разнообразной, интересной и эмоциональной.
Оздоровительную бодрящую гимнастику после сна планируем на две недели. В комплекс входят упражнения на осанку для профилактики плоскостопия, для глаз и дыхательные упражнения. В каждой возрастной группе имеются массажные дорожки, сделанные руками воспитателей. Под руководством старшей медсестры дети делают точечный массаж, пьют кислородный коктейль, после бассейна принимают витаминный сбор на травах, контрастное обливание рук.
В дошкольном учреждении проводится целенаправленная методическая работа, направленная на оздоровление дошкольника. В начале и конце учебного года проводим диагностику показателей физического развития, подготовленности детей.
В начале года проводится диагностика "Отношение ребенка к здоровью и здоровому образу жизни". Анализ детских высказываний направлен на осознание ребенком смысла здоровья и ЗОЖ, отношения к ним. Такой анализ позволяет выявит, сколько признаков, качеств, действий, правил здоровья и ЗОЖ знает ребенок и как понимает их. Рассказы детей позволяют сделать выводы об их отношении к здоровью и жизни человека, установить, понимают ли дети взаимную зависимость между этими понятиями. Использование диагностики помогает в воспитании и развитии здорового дошкольника. Это первая ступень в индивидуальной помощи ребенку.
На педагогических советах, консультациях, семинарах уделяем большое внимание таким темам, как "Использование интегрированных занятий в физическом воспитании детей", "Как мы повышаем двигательную активность и речевую деятельность детей через занятия физкультурой в сочетании с фольклором".
Для полноценной реабилитации ребенка и укрепления здоровья необходимо, чтобы оздоровительные мероприятия проводились не только в ДОУ, но и домашних условиях, поскольку положительной динамики здоровья можно достичь только совместными действиями педагогов, медиков и родителей.
В наши дни дети крайне редко видят должный пример для подражания со стороны близких ему взрослых. Они видят, что взрослые, чтобы не болеть, пьют таблетки, а не занимаются спортом. Мы проводим совместные физкультурный праздники-досуги: "Папа, мама, я - спортивная семья", "01 спешит на помощь", "День защиты детей", "Праздник Нептуна", дни открытых дверей (родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, могут наблюдать закаливающие мероприятия, занятия в бассейне и т.д.).
Так же ведется регулярная работа с родителями через собрания, консультации, семинары-практикумы на темы: "Закаливание детей в повседневной жизни", "Единство детского сада и семьи в вопросах воспитания здорового ребенка", "На отдых всей семьей", "Профилактика ОРЗ методами рефлексотерапии".
Летняя оздоровительная работа представляет комплекс мероприятий. В режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. К закаливающим мероприятиям добавляются обливание ног водой, солнечные ванны, ходьба босиком по траве, камушкам, шишкам.
Комплексный подход в решении задач воспитания здорового ребенка, взаимосвязь всех средств физического воспитания с лечебно оздоровительными мероприятиями, повышение двигательной активности детей в течение всего дня, целенаправленная связь с семьей позволяют не только сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста, но и сформировать ценную мотивацию на формирование собственного здоровья.
В процессе нашей деятельности мы пришли к следующим выводам. Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу, нам удалось воспитать в ребенке потребность в оздоровлении своего организма, стремлении быть здоровым. Необходимо формировать физиологию здоровья, опираясь на ценностные ориентиры. Надо осознать, что здоровье - это самое большое богатство и приучить себя у мысли о необходимости формирования потребности в здоровом образе жизни.
Наши выпускники отличаются следующими качествами: они активны, любознательны, выносливы, ловки, сильны и обладают всеми возможностями для гармонического развития.