Цели урока:
- Провести наблюдения за зимними изменениями в природе;
- Cистематизировать и обогатить знание детей о природных связях;
- Познакомить детей с особенностями ели и жизнью животных, связанных с этим деревом.
- Показать роль снегового покрова для защиты растений и животных от вымерзания.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Оборудование: Презентация "Зима" (приложение), картины, плакаты, маски и картинки птиц и животных, ветки ели и сосны.
Ход урока
Орг. момент.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим заочную экскурсию в природу, в зимний лес.(Слайд 1)
Прежде отгадаем загадки и определим тему сегодняшнего урока.
Загадки: (Слайд 2)
"Старик - шутник На улице стоять не велит. За нос домой тянет." (мороз) |
"Вырос лес - белый весь, Пешком в него не войти На коне не въехать." (узор на стекле) |
"На всех садится Никого не боится." (снежинка) |
"Всю зиму смирно лежит, А весной убежит." (снег) |
Какое явление природы бывает только зимой? (снегопад).
Почему снегопад не бывает в другие времена года? (низкая температура воздуха).
Из чего состоит снег? (из снежинок).
Снежинка - одно из самых прекрасных созданий природы. Нам пришлось немало потрудиться, чтоб создать форму сравнительную с формой снежинки.
По красоте нет двух одинаковых снежинок. Кружатся в воздухе и падают на землю одна красивее другой. Вот звездочка с шестью лепестками, вот - с шестью лучиками, вот - с шестью гранями. (Слайд 3).
Чем теплее морозная погода, тем красивее падают на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи, цветы, грани и образуются в снежную пыль.
Если нет сильного мороза - образуются снежные хлопья.
Но зимой бывают и другие явления природы.
А какие еще зимние явления природы вы знаете?
Об этом вы мне расскажите в тетради.
Работа в тетради.
Отметьте зимние явления природы. (Слайд 10)
А какая сегодня погода? (Сегодня погода ясная, t воздуха - 9°С, лёгкий снег, ветер слабый.)
/чтение стихотворения о зиме/.
Солнце землю греет слабо
По ночам трещит мороз.
Работа по репродукциям, картинам.
Итак, мы отправимся в зимний лес. В гости к зиме.
Рисунок 1
Какой цвет преобладает на картинах?
Яркий цвет говорит о морозном дне, хрустящем снеге, хорошем настроении. Тёмный цвет - тяжёлые, мрачные тучи, тревожное ожидание метели, вьюги, густого снегопада.
Правила поведения в лесу. (Слайд 4)
На доске плакат: "Ты в гостях у природы. Помни об этом."
Что-то увидим, что-то услышим, за кем-то понаблюдаем.
Мы пришли в гости к природе. Не делай ничего такого, что счёл бы неприличным делать в гостях.
Не шуми, старайся передвигаться без шума.
Один человек оставляет в лесу след, 100 - тропинку, а 1000 - пустыню.
Не будем портить деревья, ломать ветки, резать кору.
Не будем оставлять в лесу мусор.
Не будем нарушать тишину леса.
Не будем ловить диких животных и уносить их с собой.
Не будем обижать птиц!
Работа с наглядным материалом: ветви ели и сосны. (Слайд 5)
Какие хвойные деревья чаще встречаются в лесу? Какие деревья похожи между собой? Какое дерево мы очень любим и почему? (Ёлка).
Давайте спрячемся под ёлкой и понаблюдаем.
Сценка - "Клест и дятел".
Рисунок 2
Дятел - Чего, ты, дятел, визжишь? Обидели тебя, что ли?
Клёст - Да нет, дятел, это я радуюсь!
Дятел - Нашёл время радоваться:
Клёст - Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!
Дятел - В такой мороз птенцы? Да они замерзнут!
Клёст - Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха - мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
Вывод: Клесты выводят птенцов зимой. Кругом мороз, птенцам тепло в гнезде. Клесты кормят птенцов семенами ели. Наедятся клесты еловой каши и спят. Сверху мама, изнутри каша еловая греет и мороз не страшен. (Клюв у них крестом).Так почему же у клестов зимой птенцы выводятся? (Им есть что кушать).
Работа в парах: составление диалога двух птиц.
Рисунок 3
А вот ещё две птички: королёк и синичка. А каких птиц ещё можно встретить в зимнем лесу?
Вывод: Поможем птицам, которые остались зимовать в наших краях.
Физ. пауза.
Мы немного отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд
На опушке зайка ждёт.
Белка прыгает в лесу
Приглашаем и лису. (Дети прыгают то на одной ноге, то на другой, потом на двух сразу. Руки вниз, на пояс, вверх.)
Убегаем мы от всех (Бег на месте)
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ. (Садятся за парты.)
Работа с учебником. Следы под ёлкой. Чьи следы это могут быть?
Рассказы детей о белке, зайце, лисе. (Слайд 8-9)
Выступление заранее подготовленных детей об этих животных.
Работа в группах.
1 группа: Кого кормит ель? Как клесты помогают другим животным питаться семенами шишек ели. (Слайд 7)
Рисунок 4
2 группа: Кого защищает и прячет ель? А может ли под ёлкой быть медведь? (Слайд 6)
3 группа: Ель и человек. Как вы думаете - сколько надо срубить ёлочек, чтобы каждый желающий нашего города мог нарядить ёлку дома? (Слайд 11)
Вывод: Человек вредит природе. Если человек вредит природе, то животные лишаются корма, убежища и т.д.
Итоги урока. Возвращение домой по лесной тропинке.
Вопросы по теме, кто правильно ответить на вопросы, тот прочитает слово "Телеграмма".
Чтение телеграммы.
Телеграмма.
Подмосковная сорока мне доставила конверт.
SOS!!! Спасите от голода! Накормите птиц и зверей!
Какие птицы и звери могли нам прислать такую телеграмму?
Домашнее задание.
Придумать истории-загадки о разных животных.
Тему этого урока можно связать с другими предметами.
Например: на уроках труда я предлагаю детям изготовить макеты кормушек. На уроке рисования - мы рисуем ветку ели, птиц и зверей возле неё. На уроке русского языка - мы находим в сочинении "Ловушка" фактические ошибки и исправляем их и т.д.