Цель урока: Познакомить учащихся со строением органов мочевыделительной системы и её функциями.
Задачи урока.
Образовательные.
- Обобщить знания об органах выделения организма.
- Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы.
- Изучить особенности внешнего и внутреннего строение почки в связи с выполняемыми функциями.
Воспитательные.
- Формировать устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни.
- Формировать познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха.
Развивающие.
- Развивать умение работать с текстом учебника, с рисунками, таблицами.
- Развивать умение кратко и конкретно отвечать на поставленные вопросы.
- Развивать умение использовать имеющие знания, внимательно слушать и анализировать информацию.
- Умение давать объяснения терминам.
Оборудование:
- Таблица “Строение Почки”.
- Компьютер.
- Презентация к уроку.
- Тесты.
- Карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение в изучение новой темы.
Запись на доске темы “Выделение”.
- Ребята, мы приступаем к новой теме “Выделение”.
- Какие органы и системы органов могут удаляться из организма то, что не нужно?
(Работа по рисунку в презентации (слайд №2) органов выделения организма человека)
- Какие вещества удаляются из организма через кожу, пищеварительную систему, легкие и через органы мочевыделительной системы.
(Работа с таблицей) (слайд №3)
Названия органа | Вещества, удаляемые из организма |
Кожа | |
Конечный отдел пищеварительной системы | |
Легкие | |
Мочевыделительная система |
- Как вы думаете, какие органы выделения у человека являются самыми главными? (Большее количество жидких вредных веществ удаляются через органы мочевыделительной системы)
- При каких процессах образуются вредные вещества в организме. (При процессах обмена веществ)
3. Изучение новой темы.
1) Актуализация знаний.
Продукты распада, возникающие в результате обменных процессов, накапливаются в крови. Чтобы не отравить организм, они должны быть отфильтрованы и выведены. Сегодня мы изучим с вами особенности строения и функции органов мочевыделительной системы (слайд №4).
2) Общий план строения мочевыделительной системы.
У человека имеется пара почек, лежащих у задней стенки брюшной полости по обе стороны позвоночника на уровне поясничных позвонков.
Функции мочевыделительной системы:
- удаляет из организма жидкие продукты обмена веществ;
- обеспечивает гомеостаз вместе с другими органами.
По данному рисунку учащиеся знакомятся со строением и функциями мочевыделительной системы. (Рассказ учителя с демонстрацией, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и рисунком). Составить таблицу или схему по названию органов и выполняемым функциям.
Органы МВС | Функции |
1. Мочеобразующие органы | |
2. Мочевыводящие органы | |
Проверка выполнения задания
3) Мотивационный момент.
Осмыслите факт. При нарушении обеих почек, наступает сильное отравление всего организма, и человек может умереть через 3-5 дней. Объясните, какими веществами отравляется человек, хотя никакие яды из среды не поступали.
Дети называют функции почек (выделительная, защитная, гомеостаз, регуляция артериального давления и др.)
Дополнение учителя.
Почки являются мощным фильтром нашего организма. В течение всего одной минуты они успевают отфильтровать примерно литр крови, а за сутки 1700 литров крови, избавляя ее от вредных веществ и различных ненужных примесей, и освобождая организм от излишков жидкости (слайд №5). И мы сейчас познакомимся с особенностями её строения.
Размеры почки:
ширина 6-8 см,
длина 9-12 см,
Вес почки:
150 г
4. Изучение строения почки с использованием рисунков презентации (слайд № 6-8), учебника, таблиц, текста учебника и карточек (самостоятельная работа).
- Найдите на рисунке и укажите ворота почки; что входит в почку и выходит из неё?
- Найдите корковый слой, мозговой слой, почечную лоханку. Чем они отличаются (внешне)?
- Что находится во внешнем слое почки, что во внутреннем слое?
- Что такое нефрон?
- Изучите строение нефрона, зарисуйте и подпишите структуры нефрона, укажите их функции.
- Сформулируйте выводы о проделанной работе (не меньше 3).
5. Проверка работы (учащиеся зачитывают ответы на вопросы самостоятельной работы). (Cлайд № 9-11)
- В ворота почки входит артерия, выходят вена и мочеточник
- Почки человека имеют сложное строение: корковый, мозговой слой, почечная лоханка
- Структурно-функциональной единицей почки является нефрон
- Нефрон состоит из почечной капсулы, капиллярного клубочка, извитого почечного канальца, оплетенного капиллярными сосудами и собирательной трубочки, оканчивающейся сосочком
- Корковое вещество почки образовано капсулами нефронов
- Мозговое вещество – извитыми канальцами нефрона
- В почечную лоханку стекает моча, которая удаляется из организма.
Дополнение учителя.
Представьте себе, в одной почке около 1 млн нефронов. Длина всех извитых канальцев нефронов равна примерно 100 км!!! (Cлайд № 12-13)
6. Закрепление изученного материала
1. Какие основные понятия мы узнали сегодня на уроке?
2. Прокомментируйте следующее стихотворение.
Они как два больших боба
На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержит наша почка.
7. Итог урока.
8. Выставление оценок.
9. Задание на дом (слайд №14).
10. Рефлексия.