Урок-модуль «В Петербурге Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»). 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели урока:

  1. познавательная – продолжить формирование и развитие специальных умений и навыков (художественный анализ текста, определение терминов “эпизод”, “пейзаж”, “сцена”, “интерьер”); общеучебных умений и навыков (самостоятельная работа, работа с текстом, чтение задания, понимание, продумывание плана его выполнения, усвоение объяснений учителя); формирование научного мировоззрения;
  2. развивающая – развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать), умения выделять главное при работе с текстом;
  3. воспитательная – воспитывать самостоятельность как черту личности, толерантность, аккуратность и дисциплинированность, умение доводить начатое до конца, продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля.

УМ № 1 Интегрированная цель урока:

1. Учащиеся должны знать:

– текст художественного произведения;
– определения терминов (эпизод, пейзаж, сцена, интерьер);
– способы создания пейзажа, интерьера в произведении;
– изображение Петербурга в произведениях русских писателей и поэтов.

2. Учащиеся должны уметь:
– читать и понимать текст;
– находить в тексте ответ на вопрос;
– выстраивать ход мыслей;
– систематизировать собранный материал;
– использовать опорные слова и обороты речи при оформлении мыслей;
– пользоваться словарем литературоведческих терминов;
– работать в режиме времени;
– оформлять работу в едином орфографическом режиме.

Учебные элементы Содержание учебного материала Руководство по усвоению учебного материала
УМ № 2

 

 

УЭ № 1

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать ранее изученный материал, необходимый для усвоения нового.

Задание №1.

Тема Санкт-Петербурга в литературе 19 века традиционная. В каких произведениях известных вам писателей встречается описание города? Каким предстает город в этих описаниях?

Задание № 2.

События романа происходят в Петербурге. К.В.Мочульский в работе о романе Достоевского пишет: “В мире Достоевского место и обстановка мистически связаны с действующими лицами. Это не нейтральное пространство, а духовные символы… На протяжении романа – несколько кратких описаний города… но этих немногих острых черт достаточно, чтобы мы почувствовали городской и духовный пейзаж”. Вспомните и запишите, что такое пейзаж, интерьер.

Задание № 3.

Вспомните, с какой целью писателем дается в произведении пейзаж, интерьер.

Инструкция № 1:

Откройте “Краткий словарь литературоведческих терминов” и сверьте свои ответы. Если есть ошибки, исправьте их и приступайте к выполнению УЭ №2.

Выполните в тетради

(10-15 минут).

 

Запишите в тетрадь.

 

 

 

Запишите в тетрадь.

 

 

Запишите в тетрадь.

УМ № 3

УЭ № 2

Подготовка к активной познавательной деятельности.

Цель: знакомство с эпизодами романа, в которых разворачивается трагедия “маленького человека” на улицах Петербурга.

Задание. Найдите в тексте романа и подготовьтесь к работе со следующими главами:

  1. пейзажи – 1 ч. 1 гл.; 2 ч. 1, 2, 6 гл.; 5 ч. 5 гл.; 6 ч. 6 гл.;
  2. сцены уличной жизни – 1 ч. 1 гл.; 2 ч. 2 , 6 гл.; 5 ч. 5 гл.; 6 ч. 6 гл.;
  3. интерьеры – 1 ч. 2, 3 гл.; 2 ч. 7 гл.; 4 ч. 4 гл.; 6 ч. 3 гл.

Инструкция № 2:

Приступайте к выполнению УЭ № 3.

 

 

 

Самостоятельная работа (3-5 минут).

 

 

 

УМ № 4

УЭ № 3

 

 

Активная познавательная деятельность.

Цель: научить работать с текстом художественного произведения.

Задание. Постарайтесь ответить на данные вопросы:

1. С какой целью Достоевский уделяет большое внимание описанию улиц Петербурга и интерьера?

2. Какие люди встречаются на улицах Петербурга? Найдите и проанализируйте следующие эпизоды:

а) пьяный в телеге, запряженной ломовыми лошадьми (1 ч., 1 гл.);
б) встреча с пьяной девушкой (1 ч., 4 гл.);
в) в распивочной с Мармеладовым (1 ч., 2 гл.);
г) сон о забитой кляче (1 ч., 5 гл.);
д) сцена на Николаевском мосту, удар бича и покаяние (2 ч., 2 гл.);
е) шарманщик и толпа женщин у распивочной (2 ч., 6 гл.);
ж) сцена поминок у Мармеладовых (4 ч., 2,3 гл.);
з) Катерина Ивановна с детьми на улице (5 ч., 7 гл.)?

3. Какое впечатление производят эти сцены уличной жизни?

4. Каково место проживания героя? Какие слова использует автор для описания его комнаты? (1 ч., 3 гл.)

5. Для чего автор дает подробное описание комнаты Сони? Какие детали интерьера особенно выделяет автор? (4 ч., 4 гл.)

6. На какие мысли наталкивает читателя описание комнаты Мармеладовых? (2 ч., 7 гл.)

7. Каков трактир, в котором исповедуется Свидригайлов? (4 ч., 3 гл.)

8. Как использует Достоевский световые эффекты в описании интерьеров?

9. Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

10. Найдите изображения летнего Петербурга:

а) “отвратительный и грустный колорит” городского дня (1 ч., 1 гл.);
б) “великолепная панорама Петербурга” (2 ч., 2 гл.);
в) вечерний Петербург (2 ч., 6 гл.);
г) вид из окна комнаты Раскольникова (4 ч., 5 гл.);
д) грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова

(4 ч., 6 гл.). Какое впечатление оставляют эти описания?

11. Какова атмосфера улицы (пейзаж, воздух)?

12. Как эти описания характеризуют психологическое состояние героя?

Отвечая на вопросы, используйте вспомогательный материал:

1. Автор, писатель, мастер слова, художник слова.

2. Изображает, описывает, пишет, создает, повествует, говорит, рассказывает, утверждает, раскрывает, отмечает, выделяет, воспроизводит, рисует, высмеивает, иронизирует, негодует, понимает, мыслит, думает, размышляет и т.д.

3. Думаю, считаю, на первый взгляд кажется, представляется, хочется понять, помогает понять, можно предположить, помогает определить мое отношение; вызывает сочувствие, сопереживание, уважение, презрение, радость, вызывает негодование, неприятие.

4. Роман, произведение, текст, жизненная история, ситуация, эпизод.

5. Мастерство автора, автора волнует, душевное состояние, с точки зрения, по мнению автора, читателя, сразу же захватывает читателя, один из интересных эпизодов, моментов; человечность отношений и т.д.

Инструкция № 3:

Приступайте к выполнению УЭ № 4

 

 

Выполнение письменно в рабочей тетради (в виде тезисов) вопросов

№№ 1; 3; 9; 12

(30-40 минут)

 

 

 

 

 

Письменное выполнение

 

 

 

 

 

 

Письменное выполнение

 

 

 

 

 

 

Письменное выполнение

УМ № 5

 

УМ № 4

Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Выходной контроль.

Цель: проверить умение систематизировать собранный материал и выстраивать ход мыслей.

Задание. Сделайте вывод по теме урока. Запишите его при помощи данного ниже плана.

План.

  1. Образ Петербурга – традиционная тема русской литературы.
  2. Сцены уличной жизни в романе.
  3. Интерьеры “петербургских углов”.
  4. Городской пейзаж.
  5. Общее впечатление города в романе.

Инструкция № 4:

Сдайте работы на проверку учителю.
Откройте цели урока и посмотрите, достигли ли вы этих целей.
Приступайте к выполнению УЭ № 5.

 

 

 

Выполните на отдельном листе (15–20 минут)

 

 

 

 

Проверяет учитель (оценки сообщает на следующем уроке).

УМ № 6

УЭ № 5

Домашнее задание.

Задания, не выполненные во время урока.
История семьи Мармеладовых.

Запишите в дневник.

Справочные материалы.

Интерье́р (фр. intérieur  внутренний)  архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.

Интерьер.

(от франц. intérieur  âнутренний), 1) в архитектуре  внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, комната, зал и т. п.). Функциональное назначение И. как среды, отвечающей тем или иным процессам человеческой жизнедеятельности, определяет архитектурное решение И. (его абсолютные размеры, форму, пропорции, освещённость, ритм размещения опор, оконных и дверных проёмов, выступов, ниш, членений стен, их масштабные соотношения) и характер его убранства (меблировку, оборудование). Одновременно архитектурная композиция и убранство И. служат его художественной организации, повышению эмоциональной активности И. для целенаправленного воздействия на душевное состояние человека, его настроение. И. создаётся во взаимосвязи с планировочной и пространственной структурой сооружения и с его конструктивной основой. Вместе с тем архитектурное решение И. получает порой известную автономность, так как может создаваться с использованием дополнительных конструктивных элементов (подвесные потолки, приподнятые настилы, перегородки и т. п.), не только позволяющих видоизменять реальный объём той или иной пространственной ячейки сооружения, но и обеспечивающих возможность её трансформации (например, в японском жилом доме). В тесной связи с архитектурой И. создаются украшающие его монументальные росписи, рельефы, статуи, мозаики, витражи. Нередко эмблемы, включаемые в орнамент, сюжеты декоративных панно конкретизируют идейный смысл И. Убранство И. формируется из произведений декоративно-прикладного искусства в органическом сочетании с архитектурой помещения. Деление И. на отдельные части (зоны), различные по своему назначению (нефы, трансепт и алтарная часть храма; амфитеатр, партер и сцена зрительного зала), нередко предусмотренное его архитектурной композицией, в большой мере подчёркивается подбором и размещением предметов убранства.

Пейзаж.

(франц. paysage, от pays  страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах  жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа. Отражая различные ступени и стороны духовного (а отчасти и практического) освоения человеком окружающего мира, искусство П. несёт в себе большой мировоззренческий смысл.А.С.Пушкин. “Медный всадник” – воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, талантливости ее народа. “Евгений Онегин” – великолепные архитектурные ансамбли, белые ночи.

Н.В.Гоголь. “Петербургские повести” – город великолепен, но человек в нем обезличен; город холодный, равнодушный, враждебный человеку; оборотень с двойным лицом.

Н.А.Некрасов. “О погоде”, “На улице” – город контрастов (ослепительно яркий и уродство, болезнь); здесь хаос и дисгармония; ощущение безнадежности, невозможности найти хоть какую-нибудь душевную опору.

Выводы.

Петербург не раз становится действующим лицом русской литературы. Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых “серединных улицах”, в холодных угловых домах, где люди “так и кишат”. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. “серединным улицам” идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню… Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса… В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга “враждебно и с недоверчивостью”. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры “петербургских углов” не похожи на человеческое жилье: “каморка” Раскольникова, “проходной угол” Мармеладовых, “сарай” Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, – все это темные, сырые “гробы”.

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры “углов” – создает общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в каморках, “похожих на гроб”, на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.