Цели урока:
- закрепление навыков решения текстовых задач;
- знакомство с работой фондовой биржи;
Ход урока
1. Учащиеся знакомятся с экономическими понятиями: акционерное общество, акция, банк, кредит, фондовая биржа, финансовый брокер,прибыль, номинальная и курсовая стоимость, дивиденд, дисконтная карта.
Акционерное общество - объединение нескольких инвесторов, бывает открытым, количество участников может изменяться или закрытым.
Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной доли в капитал акционерного обшества и дающая право на получение прибыли в форме дивиденда.
Банк - организация, которая выступает посредником при проведении различных платежей и при предоставлении кредитов.
Кредит - предоставление денег на определенных условиях в личное пользование.
Фондовая биржа - организация, на которой по определенным правилам проводится торговля крупными партиями ценных бумаг.
Финансовый брокер - организация или человек, который покупает или продает ценные бумаги только за чужие деньги.
Прибыль - разница между доходами и расходами, причем доходы превышают расходы.
Номинал - стоимость акции, указанная на ее лицевой стороне.
2. Учитель назначает учеников на роли: банкира, финансового брокера, налогового инспектора, менеджера. Остальные ученики являются инвесторами.
Банкир
Обязанности:
- выдает ссуды каждому участнику игры (в начале игры всем одинаковые и беспроцентные, в ходе игры дает кредит под проценты, которые увеличиваются с уменьшением количества времени, оставшегося до конца игры);
- платит зарплату брокерам, менеджерам, налоговым инспекторам;
- производит размен валюты.
Финансовый брокер
Обязанности:
- продает акции (задачи) по номинаьной стоимости;
- покупает акции (задачи) по курсовой стоимости.
Менеджер
Обязанности:
- проверяет решение задач;
- консультирует в сложных ситуациях.
Налоговый инспектор
Обязанности:
- фиксирует все финансовые операции игрока;
- следит за возвращением кредитов в банк;
- подсчитывает прибыль игроков.
Участник игры - инвестор
Обязанности:
- решая задачи, зарабатывает максимум средств.
Право:
- получить один раз беспроцентную ссуду в банке;
- брать деньги под проценты в банке в течение всей игры;
- объединять свои капиталы с другими участниками игры, создавая акционерное общество;
- купить консультирующие функции менеджера и получать плату с игроков за подсказку.
3. Игровой этап
Учитель знакомит уащихся с правилами игры, правами и обязанностями ее участников. Затем все инвесторы получают беспроцентную ссуду 200 рублей, покупают первую акцию-задачу и начинают решать. Можно покупать легкие задачи I уровня, но при этом получать маленькую прибыль или задачи II-V уровня, при этом прибыль получать большую.После решения первых двух задач вручается дисконтная карта, позволяющая покупать задачи в долг и расплатиться после их решения.
За 10 минут до конца урока брокеры прекращают продавать акции, учащиеся возвращают в банк ссуду и полсчитывают свою прибыль.
4. Учитель подводит итог, сообщая самую большую прибыль, оценивая знания, умения и навыки участников игры. Следует отметить тех учеников, кто выбрал правильную тактику риска, которая принесла прибыль игрокам, а также тех участников игры , кто не смог расплатиться с банком и не вернул ссуду вовремя, какие при этом санкции применит банк.
Банк задач
Составляются задачи по теме, которую необходимо закрепить. Лри составлении задач необходимо учесть возможности учащихся и их уровень подготовки. Обычно для I уровня, готовят задачу на применение одной формулы.
Ответы к задачам
Ответы выдаются менеджеру, который проверяет правильность решения задач и делает пометку на листе инвестора: номер задачи и правильность решения. Затем инвестор обращается к финансовому брокеру, который покупает акции по курсовой стоимости решенной или нерешенной задачи
Прейскурант услуг в Приложении 1.
Приложение 2 – образец дисконтной карты
Игра-биржа очень нравится учащимся, так как в зависимости от степени готовности и обученности класса учитель может варьировать сумму прибыли, необходимую для получения хорошей отметки, что позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика.