Не подлежит сомнению факт, что самое драгоценное у человека – жизнь и здоровье, и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.
С раннего возраста у ребёнка необходимо формировать основы безопасного поведения, ценностного отношения к собственной жизни и здоровью через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни, прививать навыки сохранения и укрепления здоровья
Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей,
Задачи просвещения детей призваны выполнять как специальные курсы (“Основы безопасности жизнедеятельности”), так и интегрированный курс “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. Большое значение этому вопросу уделяется и в воспитательной работе.
Бурное развитие информационных технологий и возможность использовать их в образовательном и воспитательном процессах, значительно облегчили как этап подготовки к уроку, так и непосредственное использование дидактических материалов на уроке. Теперь учитель готовится к уроку не с кистью и красками, готовя иллюстративный материал к уроку, не с пером в руках оформляет карточки и опорные сигналы, а перед уроком не задумывается каким образом прикрепить наглядность к доске. Материал к уроку и любому другому занятию теперь возможно оформить в виде мультимедийных презентаций. Теперь компьютер и проектор помогают в организации урока. Естественно, нецелесообразно каждый урок проводить с использованием компьютера. Появилась возможность собрать воедино, систематизировать и представить в занимательной форме большой по объёму материал, накопившийся за годы работы в школе.
Я предлагаю три мультимедийные презентации, связанные одной общей целью – формирование ценностного отношения к жизни и здоровью у младших школьников:
- “Букварь здоровья” (по книге Баль Л. В. и Ветровой В. В. “Букварь здоровья. Цель данного пособия – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни. Презентация состоит из 28 слайдов. Для большей эффективности презентация построена с учетом возрастных особенностей младших школьников в виде путешествия в страну здоровья. В нее включены занимательные вопросы и поучительные картинки. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с учащимися помогает добиться поставленных целей. Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний школьников и спланировать дальнейшую работу. Все слайды презентации связаны общим сюжетом. Презентация содержит обширный материал и рассчитана на использование в течении нескольких уроков или внеклассных занятий. К презентации прилагаются методические пояснения к каждому слайду.
- “Грибная галерея” состоит из 26 слайдов и знакомит детей со съедобными и несъедобными грибами. Цель данных электронных материалов – ориентирование детей в мире грибов и предупреждение отравления детей грибами. Она содержит фотографии и рисунки грибов, стихи-загадки про каждый гриб. Полезными будут для детей и правила сбора и описание действий при отравлении грибами. Эту презентацию можно использовать на уроках ознакомления с окружающим миром во 2 классе, на уроках природоведения в 3 классе или во внеклассной работе в любом классе. Презентация составлена таким образом, что может быть средством ознакомления с новым материалом, средством повторения и закрепления знаний о грибах или средством проверки знаний.
- Тестовые задания по ПДД для младших школьников “Дорожные знаки” (41 слайд) проверяют знания детьми дорожных знаков. Данная презентация адресована ученикам 3 и 4 классов. Детям предлагается пройти три тура, выполнив три вида заданий: “Покажи знак”, “Назови знак”, “Отгадай загадку”. В 1 и 2 классах её тоже можно использовать при ознакомлении с дорожными знаками. Цель этой презентации – углубление, систематизация, а также проверка знаний учащихся по правилам дорожного движения и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Представленные мною мультимедийные презентации могут быть полезны не только учителям начальной школы, но и организаторам воспитательной работы, учителям и классным руководителям 5–6 классов.