Учебно-методический комплекс по теме "Тропы как речевые приемы"

Разделы: Русский язык


Карта темы – Приложение 1

Урок № 1

Тема: Средства выразительности языка

Прогнозируемые результаты урока

Срезовые работы

В конце урока каждый учащийся

- знает определение тропов, сравнения, эпитета, перифраза, литоты и гиперболы..

- умеет: умеет различать прямое и переносное значение

- знает алгоритм нахождения слов с переносным значением.

- умеет находить в тексте слова с переносным значением.

1 уровень

Определить прямое и переносное значение (реальное и нереальное)

живой ум, живой организм,  холодный суп, холодный взгляд, черный цвет, черные мысли, вода кипит, работа кипит, медная руда, медные волосы, ножка ребенка, ножка стола, человек идет, дождь идет.

2 уровень

Определить вид тропа.

бесконечная печаль, холодный взгляд, шоколадный загар, я помню чудное мгновенье В сто сорок солнц закат пылал, Город на Неве, Одни дома длиною до звезд, другие до луны; как ночь, черны его глаза. девочка-дюймововчка

Ход урока

1. Вступительное слово

Каждый язык по-своему прекрасен. Но особенно дорог родной язык. В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка?!

Ответом на этот вопрос могут служить слова К. Паустовского: В каждом слове – бездна образов.
Образность языка достигается путем использования средств выразительности.  Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

Понимание  образности речи основано на использовании слов в переносном значении.

Что это такое?

Вывод:

- прямое значение – это его основное лексическое значение.

- переносное значение - то его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.

3.

Этапы

Упражнения первого уровня

Найти слова, употребленные в переносном смысле по алгоритму.

1

коллективно

1. тяжелый чемодан, тяжелый характер

2. легкий чемодан, легкая рука, легкая работа

3. олимпийские игры, олимпийское спокойствие

2

полусамостоятельно

4. железный гвоздь, железное здоровье

5. золотое кольцо, золотое время, золотые руки

6. ядовитое растение, ядовитая фраза,

3

самостоятельно

7. живой организм, живой ум

8. каменное здание, каменное сердце

9. твердый  предмет, твердый характер.

4. Слова, употребленные в переносном значении, называются тропами. Тропы придают наглядность изображению предметов, явлений.

Этапы

Упражнения второго уровня

Определить вид тропа  по алгоритму.

1

коллективно

1. Лошадь величиной с кошку

2. Жизнь человека — один миг

3. Волны вставали горами

4. Мальчик-с-пальчик

Царь зверей

6. Испанский гранд, как вор, Ждет ночи

7. Тучка золотая

8. Золотое кольцо

9. Как пахарь, битва отдыхает

10. Реки крови

2

полусамостоятельно

11. Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить

12. Солнце русской поэзии

13. Море слёз

14. Милый север

15. Далекий север

16. Дорога вьется лентой.

17. Целое море мотыльков

3

самостоятельно

18. Мы не виделись уже сто лет!

19. Природа как беззаботное дитя

20. Талии, никак не толще бутылочной шейки

21. Мужичок  с ноготок

22. Вечные снега

23. Лохматые тучи

24. Лохматый мальчик

25. Петра творенье

Домашнее задание: выучить теоретический материал, алгоритм.

Урок № 2

Тема: Средства выразительности языка

Прогнозируемые результаты урока

Срезовые работы

В конце урока каждый учащийся

знает:

- что такое метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха

умеет:

- определять виды тропов

- находить тропы в тексте

2 уровень

Определить вид тропа

Нос корабля, крыло самолета, леса молчат, костер рябины красной, ленивая корова ответила спросонья, ведро расплескалось, две тарелки съел, театр рукоплескал

Панама читала газету, а кокетливая шляпка кокетничала со стоящим возле нее молодым человеком

Ход урока

1. Устный опрос по изученным тропам.

Объяснение материала – алгоритм определения тропа.

(см. Приложение 2)

Этапы

Упражнения второго уровня

Определить вид тропа

1

коллективно

1. Луна хохотала

2. Эй, борода!

3. А восток все горит-разгорается.

4. Красная Шапочка

5. Город вышел на улицу

2

полусамостоятельно

6. Говор волн

7. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!

8. Звезда с звездою говорит

9. Пропала моя головушка

10. Голубые береты

3

самостоятельно

11. Ломились бушлаты, шинели

12. Волны метались

13. Дремлет чуткий камыш

14. Матрас из конского волоса

15. Эй, зонтик! Уступите место трости

Дом. работа. Выучить тропы.

Урок № 3

Тема: Средства выразительности русской речи.

Прогнозируемые результаты урока

Срезовые работы

В конце урока каждый учащийся

знает:

- средства выразительности языка: метафора, сравнение, эпитет, литота, гипербола, синекдоха, метонимия, олицетворение, перифраз

- алгоритм нахождения тропов в предложении и тексте.

Умеет:

- анализировать текст, различать тропы и стилистические фигуры

- опознавать и различать тропы, определять их роль в речи

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устный опрос по теме:  

  • Что такое троп?
  • Для чего могут использоваться средства выразительности?
  • Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.
  • ­ Перечислите изобразительно-выразительные средства языка, которые мы изучили на прошлых уроках?

3. Терминологический диктант по средствам выразительности.

Запишите термины, соответствующие определениям в предлагаемом порядке:

1. Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений? (метафора)

2. Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого? (сравнение)

3. Образное определение? (эпитет)

4. Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого? (метонимия)

5. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого – либо явления? (гипербола)

6. Троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого – либо явления? (литота)

9. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и на отвлеченные понятия? (олицетворение)

10. Троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого – либо предмета описательным выражением? (перифраза)

4.

Этапы

Упражнения третьего уровня

Определить троп.

1

коллективно

1. Ночь обложило небо звёздной данью. (В. Маяковский)

2. Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн… (В. Брюсов)

3. Ночевала тучка золотая
На груди утеса – великана… (М. Ю. Лермонтов)

4. С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день. (К. Бальмонт)

5. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась… (А.С. Пушкин)

2

полусамостоятельно

1. Звёздностью бесчисленных ночей. (В.Маяковский)

2. Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью. (Н.Рубцов)

3. Луной был полон сад. (А.Фет)

4. Вечером синим, вечером лунным
И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада… (К. Спицина)

5. Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно… (О. Мандельштам)

6. Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась. (Ф. Тютчев)

3

Самостоятельно

1. Был я когда-то красивым и юным. (С.Есенин)

2. А в небе, ко всему приученный,
бессмысленный кривится диск. (А. Блок)

3. Как стаи гордых лебедей,
На синем море волны блещут.

4. Ветви сочною дугою
Перегнулись над водою,
Как зелёный водопад;
Как живые, как иглою,
Будто спорят меж собою,
Листья воду бороздят… (А. Фет)

5. Вечер. И только вдалеке
Вечерней тьмой не скрыты
На горизонте грустные ракиты. (И. Бунин)

6. Бесстрастно в вышине печалилась луна,
Стонала вдалеке беспечная волна. (В. Брюсов)

Дом. Работа: подготовится к итоговой работе.

5. Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.