При повторении курса геометрии в 9 классе необходимо сконцентрировать внимание учащихся на основных вопросаsdх программы. Весь курс планиметрии можно разделить на следующие темы:
1. Треугольники.
2. Четырехугольники.
3. Окружность.
4. Векторы.
Изучение этих вопросов особенно важно при подготовке к ГИА, так как в экзамен по математике включены темы по геометрии. Лучшим способом подготовки к ГИА являются систематические занятия по данным темам. В процессе работы над математическим материалом особенно большое значение приобретает повторение каждой законченной темы или целого раздела курса. При таком повторении систематизируются знания учащихся по каждой теме курса планиметрии. Для тематического повторения выделяются консультации после уроков, на которых обобщается материал одной темы. Большую помощь в повторении теоретического материала оказывают граф-схемы. Граф-схема - это графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а также символические изображения и рисунки предметов. Строгая логическая граф-схема строится в виде линейной или разветвленной блок-схемы, графа, дерева и т.п. В граф-схеме нет ни определений, ни формул, а представлены только субъекты и наглядно показаны логические связи между ними. Приведем пример такого занятия-консультации по теме "Четырехугольники".
Основные задачи занятия-консультации:
Систематизировать и обобщить материал, изученный по теме "Четырехугольники".
Ход занятия
Класс делится на 6 групп (по 3-4 человека разного уровня обученности), выбирается лидер, который будет координировать работу всей группы. Каждая группа получает задание составить граф-схему и по ней рассказать о своем четырехугольнике. Примеры тем, по которым составляются граф-схемы:
1. Четырехугольники. (Приложение 1)
2. Параллелограмм. (Приложение 2)
3. Прямоугольник. (Приложение 3)
4. Ромб. (Приложение 4)
5. Квадрат. (Приложение 5)
6. Трапеция. (Приложение 6)
Граф-схему "Четырехугольники" учащиеся могут сразу составлять на доске, так как она самая трудоемкая. Все остальные группы работают на листах формата А3. В процессе работы можно консультироваться с учителем. По окончании работы каждая группа демонстрирует свою граф-схему и делится всей информацией о своем четырехугольнике. Участники других групп могут задавать вопросы, дополнять полученную информацию. После всех выступлений учитель подводит итоги данного занятия, по желанию выставляются оценки. После такого обобщения знаний рекомендуется провести занятие-практикум по решению задач по теме "Четырехугольники" и обратить особое внимание на задачи на нахождение площадей.
Используемая литература
Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. Издательство МГУ им. М.В.Ломоносова, 2000 г, стр.11.