Написание разделительного твердого и мягкого знаков в словах. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • Обобщить знания о написании слов с разделительным Ъ и Ь знаками, упражняться в написании слов с данной орфограммой.
  • Повторить изученный ранее материал по разделам: фонетика, лексика, состав слова.

Оборудование: таблицы - опоры, сигнальные карточки

Ход занятия

Организационный момент

Учитель:

В стране Русский Язык
В городе Алфавите
Живут 2 брата - двойняшки,
Носят одинаковые рубашки
У одного - хохолок на голове
Другой - лысый вообще.
Хоть они друг на друга похожи,
Их характеры совершенно не схожи.

Ученик: "Ь"

Младший брат - весельчак и добряк
И зовется он - МЯГКИЙ ЗНАК
Он ласков и добродушен
И всегда во всем послушен.

Ученик: "Ъ"

Старший брат - строг и суров
Не говорит он много слов
И во всех он делах - упертый
И зовется он - ЗНАКОМ ТВЕРДЫМ.

Учитель:

Но живут вместе братья - дружно
Не встают в те слова, где не нужно
Чётко правила соблюдают
И друг другу в делах - не мешают.
Если вы эти правила будете знать
То учеба пойдет только на "5".

- Понравилось стихотворение?

- Догадались, какая тема урока?

Сегодня повторим правила написания слов с разделительными "Ъ" и "Ь" знаками и поупражняемся в написании слов с этими буквами.

Теоретическая подготовка. Устная работа

Учитель: Давайте вспомним:

  • Какую работу выполняет буква "Ь"?

Крылья, тень, воробьи, тьма

- в каком слове "Ь" - обозначает мягкость согласных звуков?

- назови слова, где он разделяет?

  • ? Какую работу выполняет буква "Ъ"?

Кто приведет пример?

  • ? Так как оба знака имеют общую функцию, мы должны очень хорошо знать правила, когда пишется "Ъ", а когда "Ь"?

- Кто скажет когда пишется разделительный "Ь", а когда "Ъ"?

- А перед какими гласными не пишутся? (а,о,у,ы,э)

Практическая часть

Задание №1: вставить нужный знак и объяснить:

Об _ яснил, в _ ют, в _ юга, от _ ехал, у руч _ я, по суч _ ям, под _ езд, руж _ ё, птич _ и, б _ ёт, с _ ел, с _ узить, без _ облачное, с _ экономить, вы _ езд

почему здесь не пишем "ъ"?

Вывод: Смотрим на приставку, если она оканчивается на гласную, то разделять не нужно.

Учитель: Закрепим это в следующем задании по словообразованию.

Задание №2:

Учитель: Объясни, почему в I столбике в словах ты написал "Ъ", а во II столбике нет?

Задание №3: Слуховой диктант.

Статья, подъезд, съел, жильё, платье, объявление, ружьё, крылья, птичьи, сузить, волчьи, бьёт.

Задание №4: Графический диктант.

Учитель: Запишите цифры от 1 до 6.

1 2 3 4 5 6

Ъ Ъ Ь Ь Ъ Ь

Подъехали, съезд, уменье, пьет, предъюбилейный, гроздья.

Работа по повторению

Состав слова

Учитель: В каком слове буква "О" не является приставкой?

Корни назвать в каждом слове.

  • окружение
  • овальный
  • охрана
  • опоясать

Фонетика

Учитель: В каком слове количество букв и звуков одинаково?

  • возьму
  • пою
  • подъём
  • яблоко

Лексика

Учитель: В какой строке слова являются синонимами?

  • ветер, ненастье
  • выстрел, взрыв
  • мечта, обман
  • базар, рынок

Итог

Учитель: Какую работу выполняет "Ь" знак в слове "возьму"?

Почему написали "Ъ" знак в слове "подъем"?