Цель:
- Обобщить знания о написании слов с разделительным Ъ и Ь знаками, упражняться в написании слов с данной орфограммой.
- Повторить изученный ранее материал по разделам: фонетика, лексика, состав слова.
Оборудование: таблицы - опоры, сигнальные карточки
Ход занятия
Организационный момент
Учитель:
В стране Русский Язык
В городе Алфавите
Живут 2 брата - двойняшки,
Носят одинаковые рубашки
У одного - хохолок на голове
Другой - лысый вообще.
Хоть они друг на друга похожи,
Их характеры совершенно не схожи.
Ученик: "Ь"
Младший брат - весельчак и добряк
И зовется он - МЯГКИЙ ЗНАК
Он ласков и добродушен
И всегда во всем послушен.
Ученик: "Ъ"
Старший брат - строг и суров
Не говорит он много слов
И во всех он делах - упертый
И зовется он - ЗНАКОМ ТВЕРДЫМ.
Учитель:
Но живут вместе братья - дружно
Не встают в те слова, где не нужно
Чётко правила соблюдают
И друг другу в делах - не мешают.
Если вы эти правила будете знать
То учеба пойдет только на "5".
- Понравилось стихотворение?
- Догадались, какая тема урока?
Сегодня повторим правила написания слов с разделительными "Ъ" и "Ь" знаками и поупражняемся в написании слов с этими буквами.
Теоретическая подготовка. Устная работа
Учитель: Давайте вспомним:
- Какую работу выполняет буква "Ь"?
Крылья, тень, воробьи, тьма
- в каком слове "Ь" - обозначает мягкость согласных звуков?
- назови слова, где он разделяет?
- ? Какую работу выполняет буква "Ъ"?
Кто приведет пример?
- ? Так как оба знака имеют общую функцию, мы должны очень хорошо знать правила, когда пишется "Ъ", а когда "Ь"?
- Кто скажет когда пишется разделительный "Ь", а когда "Ъ"?
- А перед какими гласными не пишутся? (а,о,у,ы,э)
Практическая часть
Задание №1: вставить нужный знак и объяснить:
Об _ яснил, в _ ют, в _ юга, от _ ехал, у руч _ я, по суч _ ям, под _ езд, руж _ ё, птич _ и, б _ ёт, с _ ел, с _ узить, без _ облачное, с _ экономить, вы _ езд
почему здесь не пишем "ъ"?
Вывод: Смотрим на приставку, если она оканчивается на гласную, то разделять не нужно.
Учитель: Закрепим это в следующем задании по словообразованию.
Задание №2:
Учитель: Объясни, почему в I столбике в словах ты написал "Ъ", а во II столбике нет?
Задание №3: Слуховой диктант.
Статья, подъезд, съел, жильё, платье, объявление, ружьё, крылья, птичьи, сузить, волчьи, бьёт.
Задание №4: Графический диктант.
Учитель: Запишите цифры от 1 до 6.
1 2 3 4 5 6
Ъ Ъ Ь Ь Ъ Ь
Подъехали, съезд, уменье, пьет, предъюбилейный, гроздья.
Работа по повторению
Состав слова
Учитель: В каком слове буква "О" не является приставкой?
Корни назвать в каждом слове.
- окружение
- овальный
- охрана
- опоясать
Фонетика
Учитель: В каком слове количество букв и звуков одинаково?
- возьму
- пою
- подъём
- яблоко
Лексика
Учитель: В какой строке слова являются синонимами?
- ветер, ненастье
- выстрел, взрыв
- мечта, обман
- базар, рынок
Итог
Учитель: Какую работу выполняет "Ь" знак в слове "возьму"?
Почему написали "Ъ" знак в слове "подъем"?