Пояснительная записка
«Человеку важно знать свои корни-
отдельному человеку, семье, народу-
тогда и воздух, которым мы дышим,
будет целебен и вкусен,
дороже будет взрастившая нас земля
и легче будет почувствовать
назначение и смысл человеческой жизни.
Без прошлого
невозможно не понять хорошо,
не оценить по достоинству настоящего.
Дерево нашей Родины – одно целое:
Земная кора и корни,
глубоко уходящие в землю.»
Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тундра для ненца – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в полярную ночь и стужу. Ненцы и ханты бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова.
И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить свой родной край и свою землю.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.
Однако еще несколько лет назад из сферы нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения изымался огромный культурный пласт – уклад жизни носителей этнических традиций в окружающем социуме. В последнее время положение изменилось. Мы подошли к пониманию того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опираясь на духовно-национальное начало. Как следствие воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с опорой на истоки культуры этих народов.
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс.
В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.
Краеведение в образовательном учреждении является важным педагогическим средством, которое способствует формированию у детей нравственных понятий и качеств, расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о родном крае, формирует чувство привязанности детей к Родине.
Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал детям дошкольного возраста в детском саду? Содержание краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.
Образовательная программа МДОУ «Аленький цветочек» не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость разработки авторской программы как своеобразного эмоционально-познавательного курса, предполагающего теоретическое и практическое изучение «культурных объектов»; быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства ненецкого народа, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.
Занятия данной программы разработаны с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации дополнительного образования через кружковую деятельность, которая проводится во второй половине дня, один раз в неделю. Курс рассчитан на один год обучения (в количестве 32-х занятий) и состоит из четырех взаимосвязанных блоков:
- История моего города. Кто Я?
- Мир вокруг нас.
- Коренные народы Ямала.
- Мир вещей.
В каждом блоке восемь занятий, которые содержат системную информацию о материальной и духовной культуре ненецкого народа. Итогом внедрения в воспитательно-образовательный процесс кружка «Хомани» является проведение развлечения с приглашением родителей воспитанников, где в сценарий включены игры народов Севера, выставки народно-прикладного искусства, рисунки и т.д.
На занятиях дети знакомятся с хозяйственной утварью, одеждой, жилищем, продуктами питания, транспортом; изучают географию родного края, его флору и фауну, полезные ископаемые.
Широко используется наглядность, в том числе словесная (показ дидактических пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение народных сказок, мифов, легенд, приданий).
Проживание детьми определенной тематической или исторической ситуации придает занятиям особую эмоциональную окраску, активизирует знания и будит фантазию ребенка.
При реализации данной авторской программы у детей систематизируется и расширяется представление о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы.
Цель программы:
- Создание специальных условий для формирования духовного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с родным краем.
- Воспитания интереса к жизни коренного населения, любви и уважения к его культуре, природе.
- Развитие в ребенке пытливого интереса к окружающему и фактам, как в области естествознания, так и в области естественной жизни.
Задачи программы:
- Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию с учетом принципа региональности.
- Сформировать основные понятия о мировоззрении, быте, культуре коренных народов Севера.
- Воспитывать чувство патриотизма, эстетических и нравственных черт личности.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод – используется во время:
- Наблюдений.
- Рассматривания книжных иллюстраций, открыток, репродукций, предметов.
- Экскурсий по родному городу, целевых прогулок.
- Проведения дидактических игр.
- Моделирования сказок.
Словесный метод – представляется наиболее эффективным в процессе:
- Чтения литературных произведений.
- Бесед с элементами диалога.
- Рассказа воспитателя.
- Использования художественного слова, пословиц, поговорок.
- Загадывания загадок.
- Рассматривания наглядного материала.
- Проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод – используется, когда необходимо:
- Организовать продуктивную деятельность.
- Провести игры (строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др.).
- Оформить коллекцию из природного материала.
- Изготовить персонажи к сказкам.
- Организовать постановку сказок, конкурсы, викторины.
- Провести экскурсии различной направленности.
Принципы разработки программы:
- Доступность – соответствие требованиям современного дошкольного образования, в том числе концепция модернизации образования.
- Функциональность – расширение и обобщение полученных ранее знаний на занятиях «Ознакомление с окружающим», «Рисование». «Лепка», «Аппликация», «Развитие речи».
- Региональность – учет природных особенностей Севера и культурных, исторических традиций проживающего на его территории народов.
- Научности – программа базируется на определенных исторических данных, художественно-публицистических материалах, материалов по краеведению.
- Адресованности – программа ориентированна на работу с детьми старшего дошкольного возраста и предусматривает ознакомление детей с «азбукой» краеведения – эпизодическими, наиболее яркими фрагментами из истории родного города, края, достопримечательностей города, культурной жизнью, народно-прикладным искусством и т.д.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь развития.
Ребёнок, будучи при рождении совершенно беспомощным, постепенно превращается в активного члена общества, творчески изменяющего окружающий мир.
Психическое развитие ребёнка заключается в том, что под влиянием условий жизни и воспитания происходит формирование самих психических процессов, усвоение знаний и умений, образование новых потребностей и интересов.
Так, мышление дошкольника, хотя и связано неразрывно с его речевой деятельностью, имеет ещё чрезвычайно наглядный, образный характер. Для того чтобы дошкольник понял словесное объяснение, оно должно опираться либо на непосредственное восприятие окружающего ребёнка, либо на конкретные представления, образовавшиеся у него ранее.
В дошкольном возрасте значительно возрастает роль слова в познании окружающей действительности и в поведении ребёнка.
Дошкольник постепенно научается выполнять довольно сложные действия по словесной инструкции. Вместе с тем он начинает усваивать новые знания не только путём непосредственного восприятия окружающего, но и с помощью словесных объяснений и описаний. Для того чтобы объяснения, обращённые к ребёнку, были им поняты, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием соответствующих предметов и явлений или же опираться на достаточно отчётливые наглядные представления, образовавшиеся у ребёнка в результате прежних наблюдений.
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.
Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей.
Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на дополнительных занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, дает материал для впечатлений, переживаний и новых познаний, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.
Учебно-тематический план.
Название блока | Занятия | Продуктивная деятельность | Экскурсии |
История моего города. Кто Я? |
6 | 1 | 1 |
Мир вокруг нас. | 8 | ||
Коренные народы Ямала. | 7 | 1 | |
Мир вещей. | 3 | 5 | |
24 | 6 | 2 | |
32 занятия |
Программа занятий кружка «Хомани»
Ожидаемые результаты.
Приобщение детей к национальной ненецкой культуре содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Ямала, желающие внести свой вклад в его развитие.
Работа по приобщению детей к национальной культуре народов Севера предполагает ожидать следующие результаты:
- Изучая традиции, жизнь и быт ненецкого народа, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.
- У детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.
- Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности ненецкого.
- Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
- Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни.
- Будут иметь представления об обычаях, традициях, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа.
- Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой.
- Адаптироваться в любом регионе России независимо от национальности.
- Выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
Список литературы:
- Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову. - Тюмень, 1992.
- Лисенко О. Региональный компонент в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2009. - № 3 – С. 60 – 64.
- Ноябрьск и ноябрьцы / Под ред. А.И.Плясовских., А.В.Овсянникова. Челябинск, 1992.
- Няруй В.Н. Ненцы: уроки предков. – СПб,2005.
- Няруй В.Н., Няруй С.Н. Колыбельная для тундровичка. - СПб., 2001.
- Подкорытов Ф.М. Оленеводство Ямала. - СПб.,1995.
- Приходько М.С., Приходько О.Б. Колыбельная для Хомани – СПб, 2002.
- Природа Ямало-Ненецкого автономного округа. / Под ред. В.К. Рябицева. – Екатеринбург, 2006.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».
- Федеральный закон от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании».
- Ядне Н.Н. Я родом из тундры. – Тюмень, 1995.