Цель. Формировать у учащихся новые понятия:
- о строении и роли органов зрения;
- о связи органов зрения с нервной системой;
- о гигиене зрения;
- о профилактике близорукости.
Задачи:
- Познакомить с органом чувств – зрением.
- Научить находить части органов зрения.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать.
- Воспитывать навык гигиенически правильного поведения.
Оборудование:
- карточки для проверки домашнего задания;
- таблица «Нервная система человека»;
- таблица «Органы зрения человека»;
- зеркальце;
- рисунки детей для игры «Полезно – вредно»;
- кроссворд.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
- На предыдущем уроке мы познакомились с нервной системой человека.
- Возьмите карточки, подпишите отделы нервной системы.
Проверка: взаимопроверка по таблице «Нервная система человека».
- Поднимите руки, у кого не было исправлений соседа,
- У кого было одно исправление.
- У кого было больше исправлений, повторить тему «Нервная система человека».
Постановка проблемы урока.
- Как человек общается с окружающей средой? (Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.)
- О чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Два братца через дорогу живут,
Друг друга не видят.
- О чём же мы будем сегодня говорить?
- Почему?
Сообщение темы урока.
- Тема сегодняшнего урока «Окна в окружающий Мир».
- А почему глаза так назвали?
- Сегодня мы познакомимся с органом зрения, научимся как нужно беречь глаза.
Беседа по теме.
- Как вы думаете кто из животных самый зоркий?
- Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
- Человек не такой зоркий, как орёл и в темноте он не видит как сова.
- Но можно ли назвать глаза главными помощниками человека?
- Давайте проверим.
- Закройте глаза. Что вы видите?
Одному ученику завязать глаза, повернуть несколько раз.
- Иди к доске.
- Почему ты не смог подойти к доске?
- Можно назвать глаза главными помощниками?
- Почему?
Открытие новых знаний.
- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу.
- Какие красивые у нас глаза.
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту ? (Лучистые, ясные, лучезарные.)
- Глаза – зеркало души.
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы.
- Какого цвета бывают глаза?
- Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?
Работа с таблицей «Органы зрения человека» (названия закрыты, в процессе рассказа – названия открываются).
Цветное колечко – это радужная оболочка. От неё зависит цвет глаз.
Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик, и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
Работа с учебником стр.43.
- Рассмотрите иллюстрацию что интересное вы заметили?
Физкультурная минутка (комплекс общеразвивающих упражнений).
Практическая работа.
Дети наблюдают в зеркальце свой зрачок.
- Яркой свет – зрачок сужается, слабый – расширяется.
- Что происходит со зрачком?
- Почему?
Работа с учебником стр. 43.
- Определите, какой из рисунков изображает глаз в темноте, а какой на свету.
- Почему?
- Что ещё есть около глаз?
Работа с учебником стр. 45.
- Прочитайте текст и ответе на вопрос: для чего нужны брови?
- Для чего нужны слёзы?
- Что делать если соринка попала в глаз?
(Ответы детей.)
Закрепление.
- Не трите глаз.
- Налейте в миску воды.
- Поморгайте глазами в воде несколько минут. Если вода не вымоет соринку, прикройте глаз чистой салфеткой и оправляйтесь в поликлинику к врачу.
- К какому врачу вам нужно обратиться?
Физкультурная минутка (упражнения для сохранения зрения).
Доктор Медуница (стучится, заходит в класс).
- Здравствуйте, ребята! Я доктор Медуница. Хочу познакомить вас с теми продуктами, которые помогут сохранить зрение. Послушайте загадки:
- Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)
Сидит дед во сто шуб одет, - Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук.) - Что должны пить дети, чтобы были здоровы. (Молоко.)
По мере отгадывания загадок к доске выходят дети в костюмах морковки, лука, коробки молока.
Морковка: В нас много витамина А.
Лук: Витамин А ещё и витамин роста.
Молоко: Он жирорастворимый. Как вы это понимаете?
Закрепление полученных знаний.
- Какие упражнения можно сделать, чтобы глаза были здоровы? (Один ученик показывает, остальные повторяют.)
Игра «Полезно – вредно» (сигнальные карточки).
- Рассмотрите картинки, подумайте, что полезно для глаз, а что вредно.
- Читать лёжа.
- Смотреть на яркий свет.
- Смотреть близко телевизор.
- Оберегать глаз от ударов.
- Промывать глаза по утрам.
- Тереть глаза грязными руками.
- Читать при хорошем освещении.
- Вспомним правила бережного отношения к зрению:
- Умывайся по утрам.
- Смори телевизор не более 1-1,5 часов в день.
- Сидеть не ближе 3 метров то телевизора.
- Не читать лёжа.
- Не читать в транспорте.
- Оберегать глаза от попадания в них инородных предметов.
- При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
- Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
- Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов( морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
- Делать гимнастику для глаз.
- Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.
Работа с кроссвордом (см. Приложение).
Оценивание работы учащихся.
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Зачем нужно беречь зрение?
- Как можно беречь зрение?
Домашнее задание:
- учебник стр. 42-45;
- тетрадь стр. 17 №1.
Литература:
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутман А.С. Окружающий мир. 4 класс. (« Человек и природа»). Учебник в 2 частях. Часть 1. – М. : Баласс, 2008.( Образовательная система «Школа 2100»).
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутман А.С. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. («Человек и природа»). – М. Баллас, 2008. (Образовательная система «Школа 2100».
- Вахрушев А.А., Рауттан А.С., Родыгина О.А. человек и природа. Методические рекомендации для учителя. – М. «Баласс», 2003.
- ОбуховаЛ.А., Лемяскина Н.А. Школа доктора природы или 135 уроков здоровья. – М.:ВАКО, 2005.