Три кита в музыке (марш, танец, песня). Рисование бабочки (эстамп)

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель: познакомить учащихся с тремя китами музыки, повторить изученную песню, закрепить знания нотной грамоты, используя эстамп нарисовать бабочку, расширить кругозор, развивать внимание, память, речь, воспитывать любовь к искусству (к музыке и живописи).

Оборудование: магнитофон, диски, альбом, гуашь или краски ,скрипичный ключ.

Ход урока

1. Организационный момент. (Створки доски закрыты, цепочка)

2. Сообщение темы урока.

У. Я приглашаю вас в путешествие в необычную страну.(На доске висит записка) Ой! Здесь написано: "Просьба не звонить и не стучать! Может это особенный мир, куда не должны доноситься ни звука? Нет! Полной тишины в том мире куда мы попадем никогда не бывает, там живут звуки, но не простые, а музыкальные, и если ты с ними подружишься, они сделают твою жизнь намного интереснее. Они научат тебя петь, танцевать и принесут тебе много радости. Но иногда в этом мире нельзя ни петь, ни танцевать, а только слушать музыку. Ой, как же открыть, если стучать и звонить нельзя. А очень просто ключом. А может кто-то знает как он называется? (Ответы детей) Да! Этот ключ называется скрипичным. (Звучит музыка, Моцарт "Маленькая Ночная Серенада" 1 часть).

У. Мы должны на уроке узнать на каких трех китах держится музыка.

3. Работа по теме урока.

У. Утро. Прозвенел будильник, но вставать ой как не хочется. Но вдруг в голове включается музыка бодрая и веселая , Ты встаешь и делаешь зарядку! А потом ты маршируешь в школу т. е. идешь в школу . Под какую музыку это тебе было приятнее , веселее, легче делать? (Ответы детей). Да! Это марш. Марш- жанр музыки, он по-французски означает ходить, маршировать, это 1 кит на котором держится музыка .

(Прослушивание "Марш Ракоци")

4. Физ.минутка, Дети маршируют под музыку.

У. Весело шагая мы пришли в школу. В школе конечно не до песен и музыки, но вот уроки закончились и ты спешишь домой.

У. Что вы делаете после уроков?

Д. Идем на каток!

У. Под какую музыку удобнее кататься, кружиться на коньках?

Д. Под вальс.

У. Слово " вальс" произошло от немецкого "вальцен" кружить, катать. очень давно, чуть ли не двести лет назад, в столице Австрии Вене начали танцевать новый бальный танец, сначала он не понравился баронам и их женам, но вскоре вальс танцевали и на площадях и во дворцах. Композиторы начали сочинять вальсы- их нужно было много- красивых, легких, мелодичных. Королем вальсов является австрийский композитор Иоганн Штраус. (Прослушивание вальса "Сказки Венского леса", подготовленные дети исполняют танец-вальс.)

У. А еще под какую музыку легко танцевать?

Д. Под польку.

У. Да она более быстрая .Послушаем "Неаполитанская Песенка" полька, ее написал русский композитор П. И. Чайковский.

И вальс и полька объединяются словом танец, это 2 кит на котором держится музыка.

Скоро праздник "День Защитника Отечества" и мы исполним русскую народную песню "Солдатушки". (Дети исполняют песню).

У. Сейчас мы послушаем песню " Жил- был у бабушки серенький козлик" музыка Моцарта, исполнит Баязитова Дина и сама сыграет на музыкальном инструменте.

(Прослушивание) У. мы исполнили 2 песни. И 3 кит на котором держится музыка называется -песня. (Прослушивание)

У. Звуки - это то ,что мы слышим , музыка это тоже звуки и я предлагаю самим сочинить музыку, задание такое, хлопни в ладоши, постучи, прибавь шелест страниц книги и из этих звуков сочини музыку. Д. (Не получается.)

У. А почему? Какие звуки нужны , чтобы получилась музыка? (Музыкальные.) А как поймать музыкальный звук? Речевые звуки поймали - их записали буквами. Музыкальные звуки мы записываем нотами и живут ноты на 5 лесенках.

А сейчас послушаем музыку П. И. Чайковского.

-Что вы представили? (Ответы детей. Лето , бабочки.)

Правильно. Эта классическая музыка называется "Июнь" из альбома "Времена Года".

5. Изобразительное искусство.

У. Сейчас мы нарисуем бабочку. Сколько крыльев у бабочки? ( 4) А на контуре только 2 крыла. (Учитель раздал детям контуры в половину бабочки).

-Что надо сделать, чтобы получилось еще 2 крыла? (Ответы детей).

Д. Обвести контур, разукрасить гуашью или красками, согнуть лист пополам, аккуратно прижать и открыть лист, и на половине листа отпечатается другая половина бабочки) Да этот прием называется печатаньем или эстампом.

-Разукрашиваем бабочку по желанию.(Под музыку.)

6. Выставка работ учащихся.

7. Обобщение. Вам урок понравился? Что нового вы узнали? Чему научились?