ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- Закреплять у детей представления о сезонных изменениях в природе, умение видеть и называть признаки весны в природе, на картинах.
- Закреплять навыки составления рассказа по картине.
- Закреплять умение давать характеристику услышанному музыкальному произведению, находить связь между музыкой и цветом (цветомузыка).
- Закреплять навыки рисования, конструирования, используя нетрадиционные способы изображения предметов.
- Развивать ассоциативное мышление, воображение, память, внимание, восприятие, фонематический слух; тактильную память.
- Развивать творческие способности детей в музыкальной и художественно-изобразительной деятельности.
- Воспитывать чувство любви к родной природе; чувство прекрасного; умение работать в коллективе, чувство товарищества, желание прийти на помощь.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Рассматривание репродукций, открыток, иллюстраций о весне.
- Прослушивание музыкальных фрагментов классических произведений
- Разучивание стихов, песен, чтение художественной литературы по теме
- Целевые прогулки, наблюдения, экскурсии
- Изготовление поделок из бросового и природного материалов.
Дети входят в зал, встают свободно.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасный день и, я вижу, у всех хорошее настроение. Так и хочется послушать музыку:
(Дети слушают фрагмент песни "Солнечный зайчик" муз. А. Филиппенко)
О ком поется в этой песенке? Какой у нее характер и какое настроение она выражает?
Как вы думаете, о чем будет петься в зеленой песенке? (о траве, листьях, красках и т.д.).
А в синей, красной? (Ответы детей)
Теперь внимательно посмотрите. (В это время педагог зеркалом "ловит" солнечного зайчика). Видите в зале солнечного зайчика? Позовем его в гости!
Проводится логоритмическая игра "Солнечный зайчик"
Зайчик солнечный такой -
Вместе прыгает со мной - прыгают на двух ногах
На ладошке посиди, - протягивают ладошку вперед
О весне мне расскажи - гладят другой рукой по ладошке
Я хочу тебя поймать - хватательные движения
И в ладошках подержать - складывают ладошки
Ты зайчишка озорной, - "грозят" зайчику пальчиком
Поиграй скорей со мной. широко улыбаются
Муз. рук-ль: Никак не хочет зайчик к нам прибежать. Может, ему песенку спеть?
Исполняется песня "Солнечные зайчики" муз. З. Качаевой
Ой, смотрите, прибежал (показывает детям солнечного зайчика, сделанного из платочка) Скажите, а какой он - солнечный зайчик?
Музыкальный руководитель передает зайчика каждому ребенку, он в свою очередь, должен дать ему характеристику (легкий, мягкий, теплый, воздушный и т. д.)
А как вы думаете, что едят солнечные зайчики, чем лакомятся? (ответы детей). Как и другие зайчики, солнечные любят есть желтую морковку и всякие другие вкусности:
Давайте все вместе попробуем их приготовить.
Дети вместе с педагогом по изодеятельности подходят к мольберту, на котором прикреплен лист с изображением желтых пятен разной формы и оттенков.
Педагог по ИЗО: Попробуйте отгадать, что вкусного спрятано в этих пятнах и нарисуйте это (репка, арбуз, капуста и т. д.))
Дети вместе с педагогом прорисовывают пятна фломастерами или маркером, превращая их в предметы
Муз. рук-ль: Ребята, у любой приготовленной еды есть свой вкус. Какой на вкус бывает еда? (соленая, сладкая, кислая, горькая и т.д.)
А музыка тоже может выразить вкус еды: Попробуем отгадать, чем сейчас полакомились наши музыкальные звуки?
И выберем ее цвет, а помогут нам в этом наши нотки-подсказки.
Звучат три музыкальных фрагмента, дети отгадывают и используют 7 нот-подсказок (по цветам радуги), то есть подбирают еще и цвет.
Р. Шуман "Сицилийская песенка"
Р. Глиэр "Рондо"
И. Бах "Менуэт"
Педагог по ИЗО: Солнечные зайчики живут и в городе, и в лесу. Отправимся в лес и посмотрим, что же они там делают? (дети идут по кругу за педагогом).
Смотрите-ка, вот полянка, присядем, отдохнем (дети садятся на ковер) и попробуем услышать звуки леса. Маша, Аня, Сережа (другие дети), помогите мне изобразить звуки, которые спрятаны в лесу.
Дети берут предметы или самодельные муз - шумовые инструменты и пробуют изобразить лесной звук:
- пробками стучать - изобразить стук дятла;
- ветки сухие ломать - сучья трещат;
- переливать воду из емкости - журчит ручеек
и т.д.
Педагог по ИЗО:
Здравствуй, лес, весенний лес,
Много ты таишь чудес!
Подводит детей к мольбертам, на которых репродукции картин о весне:
- А. Саврасов "Грачи прилетели"
- И. Левитан "Весна - большая вода"
- В. Бакшеев "Голубая весна"
- И. Левитан "Март"
- М. Нестеров "Ранняя весна"
Дети, по каким признакам можно определить, что в лес пришла весна? А мне кажется, что где снег - это зима, а там, где цветы - это лето.
Дети должны доказать, почему все репродукции о весне
Педагог по ИЗО: Теперь я вижу, на всех картинах улыбку весны. Но мы оказались в лесу, чтобы найти солнечных зайчиков. Я увидела одного на картине Левитана "Весна. Большая вода". Вот он качается на волне, которую поднимает свежий весенний ветер. А вот он прибежал ко мне (показывает мягкую игрушку)
Когда дети расскажут, на какие картины еще прыгнули зайчики и что они могут там делать, педагог подводит итог и говорит, что каждый из зайчиков по весне старается как можно больше отметить мест и в городе, и в лесу, чтобы было на улице ярко и солнечно.
Педагог: Вернемся из весеннего леса в нашу изостудию, постарайтесь слепить, нарисовать или сконструировать своего солнечного зайчика, которого встретили в лесу.
Самостоятельная творческая работа детей в изостудии.
"Смастери солнечного зайчика".
Рисунок 1
Рисунок 2
Материал: кисти, краски, клей, опилки, пластилин, крышки из-под пластмассовых баночек, бантики, ленточки, жгуты, цветные нитки, контейнеры из-под "киндер-сюрпризов", любой природный материал, кусочки меха.
После окончания работы можно угостить детей "солнечными соками" (апельсиновым, лимонным, тыквенным).
Литература:
- Н. Басина, О. Суслова "Цвет. Звук. Материал" Москва, "Чистые пруды", 2006.