Цель: формировать представление у учащихся об устройстве государственной власти в России.
Задачи:
- Разъяснение функциональных обязанностей каждой ветви власти.
- Развитие творческих и коммуникативных качества у учащихся.
- Воспитание патриотизма у учащихся, привитие любви к Родине.
Методы обучения: частично - поисковый, репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная.
Оборудование: мультимедийный проектор; карточки с заданиями; листы Ф3; маркеры; словари: С.И.Ожегова, В.Даля, универсальные словари школьника.
Ход урока
1. Организационный момент. (Психологический настрой под музыкальное сопровождение Ю.Антонова "Родные места") Презентация природы России.
- Какое настроение вызвала музыка? Что вам представилось, какие ассоциации?
-Как называется Родина, в которой мы с вами живём? (показ учителем на Физической карте столицы России, области)
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Как вы понимаете, что такое государство?
- Это слово имеет несколько значений. Давайте обратимся к словарям. (Работа со словарями)
(слайд 1)
Государство | |
- основная политическая организация общества во главе с правительством и его органами, осуществляющая его управление | - определённая территория, которая занимает та или иная страна |
- Какое из этих определений характеризует государство как политическое, а какое государство как географическое?
3. Постановка задач урока. Совместное открытие знаний.
- Итак, ребята, как вы думаете, тема нашего урока какая? - А задачи урока?
(слайд 2,3)
Устройство государственной власти. |
Задачи:
|
- Мы с вами привыкли к слову ГОСУДАРСТВО. Очень часто в своей речи взрослые и дети употребляют следующие словосочетания:
"ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ"
"ГОСУДАРСТВО РАЗРЕШАЕТ"
"ГОСУДАРСТВО ЗАПРЕЩАЕТ"
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ"
- Как вы понимаете эти словосочетания? Подтвердите свои высказывания примерами. (Таблица - схема заполняется во время высказываний уч-ся)
(слайд 4)
"Государственные интересы" | "Государство разрешает" | "Государство запрещает" | "Государственная власть" |
1. Защищать Отечество. 2. Быть здоровым. 3. Быть образованным:. |
1. Свободно перемещаться. 2. Свободно мыслить и высказываться. 3. Свободно выбирать род деятельности и профессию::. |
1. Разглашать государственную тайну. 2. Оскорблять. 3.Клеветать. 3. Нарушать законы: |
1. Президент. 2. Государственная Дума. 3. Депутаты:. |
- Как вы, ребята, догадались, государство живёт по определённым законам. Как называется основной закон нашего государства? (Конституция)
-Что такое Конституция?
СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ: Высшим законом страны является Конституция Российской Федерации. Последняя Конституция была принята 12 декабря 1993 года. Конституция устанавливает порядок управления страной, определяет основные права и обязанности граждан. Есть в Конституции статьи, которые прямо касаются нас учеников. С момента рождения каждый ребёнок является гражданином России и поэтому обладает правами и обязанностями. В законе установлено, что каждый имеет право на образование. При этом подчёркивается, что основное общее образование является обязательным.
- Как называется государство, в котором мы с вами живём? (слайд 5)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.
Демократическая Федеративная республика.
- Полное название по устройству государства - Демократическая Федеративная республика. Что значит Демократическая?
(слайд 6)
СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ: Демократия - от греческого слова "демос" - народ). Органы власти формируются народом, происходит голосование, выбирает народ. В России живут люди почти ста разных национальностей. Самым многочисленным является русский народ. Каждый народ имеет свой собственный язык и свою собственную культуру. Чтобы общаться между собой, все народы России используют русский язык. Многонациональный состав России делает её страной с очень богатой культурой. Но одновременно это обязывает всех граждан с уважением относиться к представителям всех национальностей, к их обычаям и культуре.
- Что значит Федеративная?
(слайд 7)
СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ: Россия состоит из 89 образований. Такими образованиями являются края, республики, области. Мы с вами живём в Новосибирской области.
- Итак, ребята, давайте постараемся выделить основные признаки государства. (Работа в парах. Взаимопроверка.)
Карточка.
Выделите "+" 3 основных признака государства:
-Наличие органов управления (власти);
-Бесплатное медицинское обслуживание;
-Законы, принятые государством;
-Возможность получения бесплатного образования;
-Определённая территория, на которой действуют законы.
(слайд №8)
Государство имеет основные признаки:
-Наличие органов управления (власти);
-Законы, принятые государством;
-Определённая территория, на которой действуют законы.
- Мы сказали, что государство имеет органы управления или власти. А как разделена и как работает государственная власть в Российской Федерации, нам необходимо ответить. (Деление класса на 3 группы по цвету жетончиков. Составление кластеров).
Государственная власть Российской Федерации
1 группа. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (парламент), которое состоит из двух палат - Государственной Думы (Состоит из 450 членов (депутатов), которые представляют определённые политические партии. Состав Государственной Думы избирается путём тайного всенародного голосования на 4 года. Депутаты работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.) и Совета Федерации (входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти). Главная задача Государственной Думы - принятие законов, регулирующих жизнь страны. Это долгий и сложный процесс. Вначале каждый законопроект трижды рассматривает Государственная Дума. Если он принят, он поступает в Совет Федерации, где вновь подвергается тщательному обсуждению. После одобрения Советом Федерации, он передаётся на подпись Президенту страны. После подписи Президента закон вступает в силу.
2 группа. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет глава государства - Президент (Медведев Дмитрий Анатольевич) и Правительство. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя (Путин В.В.), заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и министров. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В число важнейших забот Правительства входят охрана здоровья страны и организация образования. Президент направляет деятельность Правительства, которое ведёт всё государственное хозяйство, руководит обороной страны, поддерживает отношения с другими государствами, стремясь создать для своих граждан достойные условия жизни. Президент является Главнокомандующим всеми Вооружёнными Силами страны. Всё это показывает, что роль Президента в жизни страны очень велика. Его рабочий кабинет находится в Кремле.
3 группа. Для обеспечения законности и правопорядка (соблюдение всеми законов) в стране действует судебная власть - суд и прокуратура. Им помогает милиция и другие органы охраны порядка. Их задача - следить за соблюдением законов, выявлять и пресекать их нарушение. Злостных нарушителей - преступников приходится к ответственности и наказывать их.
(Защита проектов сопровождается слайдами 9,10,11,12.
Один представитель от группы)
(слайд 13)
Герб РФ
4. Итог урока.
- Итак, ребята, мы с вами ответили на вопросы урока: из чего состоит государственная власть и функции ветвей власти.
- Как вы понимаете высказывание Луций Сенеки. (слайд 14)
"Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу".
Луций Сенека.
- Каким вы, ребята, хотите видеть наше государство? (мнение учащихся)
(Чтение подготовленного ребёнка.)
Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть её поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно.
Чтоб спокойно спать могли
И не было б оружия.
(слайд 15) Д.З. по выбору:
1. Приготовить презентацию или сообщение о любом государстве.
2. Написать эссе "Чтобы я сделал как Президент, на руках у которого находится огромная страна?".