Устройство государственной власти в России

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать представление у учащихся об устройстве государственной власти в России.

Задачи:

  • Разъяснение функциональных обязанностей каждой ветви власти.
  • Развитие творческих и коммуникативных качества у учащихся.
  • Воспитание патриотизма у учащихся, привитие любви к Родине.

Методы обучения: частично - поисковый, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная.

Оборудование: мультимедийный проектор; карточки с заданиями; листы Ф3; маркеры; словари: С.И.Ожегова, В.Даля, универсальные словари школьника.

Ход урока

1. Организационный момент. (Психологический настрой под музыкальное сопровождение Ю.Антонова "Родные места") Презентация природы России.

- Какое настроение вызвала музыка? Что вам представилось, какие ассоциации?

-Как называется Родина, в которой мы с вами живём? (показ учителем на Физической карте столицы России, области)

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- Как вы понимаете, что такое государство?

- Это слово имеет несколько значений. Давайте обратимся к словарям. (Работа со словарями)

(слайд 1)

Государство
- основная политическая организация общества во главе с правительством и его органами, осуществляющая его управление - определённая территория, которая занимает та или иная страна

- Какое из этих определений характеризует государство как политическое, а какое государство как географическое?

3. Постановка задач урока. Совместное открытие знаний.

- Итак, ребята, как вы думаете, тема нашего урока какая? - А задачи урока?

(слайд 2,3)

Устройство государственной власти.
Задачи:
  • Познакомиться с устройством государственной власти в России.
  • Узнать об обязанностях каждой ветви власти.

- Мы с вами привыкли к слову ГОСУДАРСТВО. Очень часто в своей речи взрослые и дети употребляют следующие словосочетания:

"ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ"

"ГОСУДАРСТВО РАЗРЕШАЕТ"

"ГОСУДАРСТВО ЗАПРЕЩАЕТ"

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ"

- Как вы понимаете эти словосочетания? Подтвердите свои высказывания примерами. (Таблица - схема заполняется во время высказываний уч-ся)

(слайд 4)

"Государственные интересы" "Государство разрешает" "Государство запрещает" "Государственная власть"
1. Защищать Отечество.

2. Быть здоровым.

3. Быть образованным:.

1. Свободно перемещаться.

2. Свободно мыслить и высказываться.

3. Свободно выбирать род деятельности и профессию::.

1. Разглашать государственную тайну.

2. Оскорблять. 3.Клеветать.

3. Нарушать законы:

1. Президент.

2. Государственная Дума.

3. Депутаты:.

- Как вы, ребята, догадались, государство живёт по определённым законам. Как называется основной закон нашего государства? (Конституция)

-Что такое Конституция?

СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ: Высшим законом страны является Конституция Российской Федерации. Последняя Конституция была принята 12 декабря 1993 года. Конституция устанавливает порядок управления страной, определяет основные права и обязанности граждан. Есть в Конституции статьи, которые прямо касаются нас учеников. С момента рождения каждый ребёнок является гражданином России и поэтому обладает правами и обязанностями. В законе установлено, что каждый имеет право на образование. При этом подчёркивается, что основное общее образование является обязательным.

- Как называется государство, в котором мы с вами живём? (слайд 5)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.

Демократическая Федеративная республика.

- Полное название по устройству государства - Демократическая Федеративная республика. Что значит Демократическая?

(слайд 6)

СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ: Демократия - от греческого слова "демос" - народ). Органы власти формируются народом, происходит голосование, выбирает народ. В России живут люди почти ста разных национальностей. Самым многочисленным является русский народ. Каждый народ имеет свой собственный язык и свою собственную культуру. Чтобы общаться между собой, все народы России используют русский язык. Многонациональный состав России делает её страной с очень богатой культурой. Но одновременно это обязывает всех граждан с уважением относиться к представителям всех национальностей, к их обычаям и культуре.

- Что значит Федеративная?

(слайд 7)

СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ: Россия состоит из 89 образований. Такими образованиями являются края, республики, области. Мы с вами живём в Новосибирской области.

- Итак, ребята, давайте постараемся выделить основные признаки государства. (Работа в парах. Взаимопроверка.)

Карточка.

Выделите "+" 3 основных признака государства:

-Наличие органов управления (власти);

-Бесплатное медицинское обслуживание;

-Законы, принятые государством;

-Возможность получения бесплатного образования;

-Определённая территория, на которой действуют законы.

(слайд №8)

Государство имеет основные признаки:

-Наличие органов управления (власти);

-Законы, принятые государством;

-Определённая территория, на которой действуют законы.

- Мы сказали, что государство имеет органы управления или власти. А как разделена и как работает государственная власть в Российской Федерации, нам необходимо ответить. (Деление класса на 3 группы по цвету жетончиков. Составление кластеров).

Государственная власть Российской Федерации

1 группа. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (парламент), которое состоит из двух палат - Государственной Думы (Состоит из 450 членов (депутатов), которые представляют определённые политические партии. Состав Государственной Думы избирается путём тайного всенародного голосования на 4 года. Депутаты работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.) и Совета Федерации (входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти). Главная задача Государственной Думы - принятие законов, регулирующих жизнь страны. Это долгий и сложный процесс. Вначале каждый законопроект трижды рассматривает Государственная Дума. Если он принят, он поступает в Совет Федерации, где вновь подвергается тщательному обсуждению. После одобрения Советом Федерации, он передаётся на подпись Президенту страны. После подписи Президента закон вступает в силу.

2 группа. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет глава государства - Президент (Медведев Дмитрий Анатольевич) и Правительство. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя (Путин В.В.), заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и министров. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В число важнейших забот Правительства входят охрана здоровья страны и организация образования. Президент направляет деятельность Правительства, которое ведёт всё государственное хозяйство, руководит обороной страны, поддерживает отношения с другими государствами, стремясь создать для своих граждан достойные условия жизни. Президент является Главнокомандующим всеми Вооружёнными Силами страны. Всё это показывает, что роль Президента в жизни страны очень велика. Его рабочий кабинет находится в Кремле.

3 группа. Для обеспечения законности и правопорядка (соблюдение всеми законов) в стране действует судебная власть - суд и прокуратура. Им помогает милиция и другие органы охраны порядка. Их задача - следить за соблюдением законов, выявлять и пресекать их нарушение. Злостных нарушителей - преступников приходится к ответственности и наказывать их.

(Защита проектов сопровождается слайдами 9,10,11,12.

Один представитель от группы)

(слайд 13)

Герб РФ

4. Итог урока.

- Итак, ребята, мы с вами ответили на вопросы урока: из чего состоит государственная власть и функции ветвей власти.

- Как вы понимаете высказывание Луций Сенеки. (слайд 14)

"Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу".

Луций Сенека.

- Каким вы, ребята, хотите видеть наше государство? (мнение учащихся)

(Чтение подготовленного ребёнка.)

Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть её поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно.
Чтоб спокойно спать могли
И не было б оружия.

(слайд 15) Д.З. по выбору:

1. Приготовить презентацию или сообщение о любом государстве.

2. Написать эссе "Чтобы я сделал как Президент, на руках у которого находится огромная страна?".

Приложение.