Цели:
- формирование умений и навыков практического применения программы MS Excel при решении задач и построении графиков;
- развитие мышления; навыков работы на ПК,
- воспитание бережного отношения к вычислительной технике.
Оборудование: доска, ПК, карточки с заданием практической работы.
Ход урока
Организационный момент (постановка целей).
Начинаем наш урок информатики. Сегодня у нас практическое занятие на тему: "MS Excel. Построение графиков", на котором мы будем строить графики функций и траекторию движения тел. А именно, рассмотрим задачу на построение графика линейной и квадратичной функций и задачу по физике на тему: "Криволинейное движение тел".
Актуализация знаний.
Мы начали работать с электронными таблицами MS Excel.
Скажите, что мы научились выполнять в программе MS Excel.
- Составлять последовательность чисел;
- Присваивать имена ячейкам;
- Записывать относительные и абсолютные ссылки;
- Вставлять функцию;
- Записывать формулы и вычислять значения по формулам;
- Копировать значения ячеек;
- Строить графики функций.
Фронтальный опрос:
Как составить последовательность чисел в отдельных ячейках? (Чтобы создать возрастающую последовательность с постоянным шагом, следует ввести в две соседние ячейки первые два значения последовательности. Excel использует эти два значения для определения шага и исходного значения последовательности. Затем, выделить эти две ячейки и перетащить маркер заполнения вниз (курсор при этом приобретает форму плюса).
Как ввести формулу в ячейку? (Формулу можно ввести в строке формул или в ячейке. Все формулы в Excel должны начинаться со знака равенства и не должны содержать пробелов. После завершения ввода формулы следует нажать клавишу Enter или щелкнуть по кнопке в строке формул.)
Как скопировать формулу в другие ячейки? (Для этого необходимо выделить ячейку и перетащить маркер заполнения вниз, курсор при этом приобретает форму плюса.)
Для записи формулы мы используем ссылки. А какие виды ссылок вы знаете? Приведите примеры. (Ссылки бывают относительные, абсолютные и смешанные. Ссылка $A$1 абсолютной. Ссылка A3 или B5 являются относительными.)
Назовите отличие относительной и абсолютной ссылок. (При копировании адрес относительной ячейки меняется в соответствии с новым положением ячейки, адрес абсолютной ячейки не изменяется.)
Формирование УН:
На прошлом уроке мы научились строить графики и диаграммы, редактировать их. А сейчас с помощью графиков найдем точку пересечения двух функций. Но сначала вспомним, какие функции являются линейными и квадратичными?
(Ответы учащихся).
Итак, линейную функцию можно записать в виде y=ax+b, где a и b - некоторые числа, а? 0. Квадратичная функция записывается в виде y=ax2+bx+c, где a, b, с - некоторые числа, а? 0.
Частный вид квадратичной функции y=x2.
Задача 1. Даны две функции y=x2 и y=ax+b. В формуле значения a и b задайте самостоятельно. Постройте графики этих функций и найдите точки пересечения графиков, если таковы имеются.
Пример: y=ax+b, a=5, b=-4.
Рисунок 1.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Задача 2. Один мяч подбросили вертикально вверх с высоты 10 м. Второй мяч подбросили с земли со скоростью 10 м/с. Как будет изменяться значение высоты с изменением времени, если высота вычисляется по формуле: h=h0+v0t-gt2/2, где h0 - начальная высота, v0 - начальная скорость, g - ускорение свободного падения.
Рисунок 2.
Ответьте на вопросы:
Найдите, на какую максимальную высоту подбросили второй мяч?
Через сколько секунд два мяча будут на одной высоте и какое значение этой высоты?
Подберите свои начальные условия для задачи и постройте траектории движения тел при новых условиях.
Рефлексия и итог урока:
Сохраните свои работы.
Подведем итог.
Какие необходимы исходные данные для того, чтобы построить график функции в электронных таблицах?
Как осуществить быстрый переход от относительной ссылки к абсолютной или смешанным ссылкам. (Нажатием на клавишу F4).
Домашнее задание.
Повторить основные понятия темы: "Принцип адресации в электронных таблицах MS Excel".