Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Класс: 2


Цель: научить детей иллюстрировать сказку.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
  • сформировать понимание "иллюстрация";
  • совершенствовать умение самостоятельно выбирать сюжет для иллюстрирования и его рисовать;
  • совершенствовать умение использовать уже знакомые средства художественной выразительности: высокий и низкий горизонт, выделение главного в рисунке, выделение композиционного центра.

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей;
  • продолжать развивать художественные навыки при выборе цветового решения в выполнении работы.
  • развивать воображение и наблюдательность;
  • развивать память.

Воспитывающие:

  • воспитывать уважение к народному творчеству;
  • воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Материалы для учителя: репродукции В.Васнецова "Иван - царевич на Сером волке", "Алёнушка", лист бумаги, карандаш с ластиком, краски, кисти, доска, карточки с последовательным изображением человека, методическое пособие, стихотворение о сказках, текст сказки "Гуси-Лебеди", аудиозапись песни "Приходите в гости к нам" (из к/ф "Там, на неведомых дорожках") Музыка и слова: В. Дашкевич - Ю. Ким.

Материалы для учеников: бумага, карандаш с ластиком, акварельные краски, кисти, палитра, вода

Ход урока

Организационный момент.

Проверка готовности рабочего места к уроку.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

Беседа.

Учитель читает отрывок из стихотворения:

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.

О каком жанре идет речь в стихотворении? (О сказке)

Звучит песня "Приходите в гости к нам".

Сказки... Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Так в нашу жизнь входят сказки.

Чем этот жанр отличается от других? (Сказка - устный рассказ о чем - то необычном, о невероятном, фантастическом)

Давайте вспомним из уроков литературного чтения, по авторству: на какие группы делятся сказки? (Народные и авторские)

По содержанию, какие бывают сказки? (Волшебные, сказки про животных, бытовые)

Прочувствовать и понять красоту сказок нам помогут репродукции Виктора Михайловича Васнецова. Рассмотрите их внимательно.

Учитель демонстрирует репродукцию В.Васнецова "Аленушка"

К какой русской народной сказке данная репродукция? (К сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")

Картина называется "Аленушка". Какой сюжет изобразил художник? (Аленушка на берегу реки.)

Учитель зачитывает отрывок из сказки ":Привела ведьма Алёнушку на реку:"

К какой сказке эта репродукция? (Иван Царевич и Серый Волк)

Учитель демонстрирует репродукцию В.Васнецова "Иван - царевич на Сером волке"

Картина называется "Иван - царевич на Сером волке"

Какой сюжет изобразил художник? (Иван - царевич с Прекрасной Еленой)

Учитель зачитывает отрывок из сказки ":Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает:"

Сегодня мы проиллюстрируем русскую народную сказку "Гуси - Лебеди". На предыдущем уроке мы готовились к иллюстрированию сказки. Чему мы учились? (Учились рисовать гуся)

Ребята, а что такое иллюстрация? (Выслушиваются все ответы детей)

Иллюстрация - это изображение, предназначенное для книги. Иллюстрация выполняется в тонких линиях.

Выбор сюжета.

Давайте вспомним текст сказки (Дети пересказывают краткое содержание сказки, при необходимости зачитывают отрывки из текста по выбору учителя, в которых речь идет о гусях)

":Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге:"

":Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут:"

":Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.

- Речка, матушка, спрячь меня!

- Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали:"

":Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава - что они пошаливали, маленьких детей уносили:"

Затем предлагается самостоятельно выбрать из сказки сюжет для иллюстрирования и словесно его нарисовать (опрос 2-3 человека.)

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложим назад.

Практическая часть.

(Все этапы ученики делают следом за учителем. Учитель выполняет построение птицы на доске.)

1 этап.

Работа над иллюстрацией начинается с выполнения композиционного эскиза.

Кладем перед собой лист бумаги. Выполним сначала карандашный набросок.

Набросок выполняется по уже знакомым средствам художественной выразительности: высокий низкий горизонт, выделение главного в рисунке, выделение композиционного центра и др.

Если дети выбрали сюжет, в котором присутствует человек, то они пользуются карточками с последовательным изображением человека.

Кроме этого, дети пользуются рисунками гуся, выполненными на предыдущем уроке.

Ученики самостоятельно работают над эскизом. В это время учитель ходит по классу и, если у детей возникают вопросы и просят помочь, педагог отвечает на вопросы и при необходимости помогает. А также проводит анализ характерных ошибок в эскизах ребят и наиболее удачных решений.

Молодцы, ребята!

Если выполнено все верно, учитель переходит к выполнению следующего этапа.

2 этап.

Работа над иллюстрацией в цвете.

Теперь мы ребята приступаем к выполнению задания в цвете.

Учитель обращает внимание на роль цвета для передачи характера героев сказки, их настроения.

Ученики работают над рисунком самостоятельно. В это время учитель ходит по классу и, если у детей возникают вопросы и просят помочь, педагог отвечает на вопросы и при необходимости помогает.

Подведение итогов, выставление оценок.

Какую сказку мы сегодня иллюстрировали? (Русскую народную сказку Гуси-Лебеди")

Что такое иллюстрация? (Иллюстрация - это изображение, предназначенное для книги.)

Всем ли удалось справиться с заданием? (Ответы детей)

Ученики высказывают свои мнения и впечатления от урока и новой информации.

Выставка работ учащихся.

Заключительное слово учителя. Учитель отмечает более удачные работы, обсуждаются недочёты.

Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.

Выставление оценок.

Организационный момент.

Уборка рабочего места после урока.

Ребята, не забудьте убрать после работы свое место. Оставьте его чистым.

Литература.

  1. Кузина В.С. Программа "Изобразительное искусство", М.: "Агар", 2000г.
  2. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе". М,: "Агар", 2009г.