Цель: научить детей иллюстрировать сказку.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
- сформировать понимание "иллюстрация";
- совершенствовать умение самостоятельно выбирать сюжет для иллюстрирования и его рисовать;
- совершенствовать умение использовать уже знакомые средства художественной выразительности: высокий и низкий горизонт, выделение главного в рисунке, выделение композиционного центра.
Развивающие:
- развивать творческие способности детей;
- продолжать развивать художественные навыки при выборе цветового решения в выполнении работы.
- развивать воображение и наблюдательность;
- развивать память.
Воспитывающие:
- воспитывать уважение к народному творчеству;
- воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Материалы для учителя: репродукции В.Васнецова "Иван - царевич на Сером волке", "Алёнушка", лист бумаги, карандаш с ластиком, краски, кисти, доска, карточки с последовательным изображением человека, методическое пособие, стихотворение о сказках, текст сказки "Гуси-Лебеди", аудиозапись песни "Приходите в гости к нам" (из к/ф "Там, на неведомых дорожках") Музыка и слова: В. Дашкевич - Ю. Ким.
Материалы для учеников: бумага, карандаш с ластиком, акварельные краски, кисти, палитра, вода
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности рабочего места к уроку.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!
Беседа.
Учитель читает отрывок из стихотворения:
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
О каком жанре идет речь в стихотворении? (О сказке)
Звучит песня "Приходите в гости к нам".
Сказки... Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Так в нашу жизнь входят сказки.
Чем этот жанр отличается от других? (Сказка - устный рассказ о чем - то необычном, о невероятном, фантастическом)
Давайте вспомним из уроков литературного чтения, по авторству: на какие группы делятся сказки? (Народные и авторские)
По содержанию, какие бывают сказки? (Волшебные, сказки про животных, бытовые)
Прочувствовать и понять красоту сказок нам помогут репродукции Виктора Михайловича Васнецова. Рассмотрите их внимательно.
Учитель демонстрирует репродукцию В.Васнецова "Аленушка"
К какой русской народной сказке данная репродукция? (К сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
Картина называется "Аленушка". Какой сюжет изобразил художник? (Аленушка на берегу реки.)
Учитель зачитывает отрывок из сказки ":Привела ведьма Алёнушку на реку:"
К какой сказке эта репродукция? (Иван Царевич и Серый Волк)
Учитель демонстрирует репродукцию В.Васнецова "Иван - царевич на Сером волке"
Картина называется "Иван - царевич на Сером волке"
Какой сюжет изобразил художник? (Иван - царевич с Прекрасной Еленой)
Учитель зачитывает отрывок из сказки ":Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает:"
Сегодня мы проиллюстрируем русскую народную сказку "Гуси - Лебеди". На предыдущем уроке мы готовились к иллюстрированию сказки. Чему мы учились? (Учились рисовать гуся)
Ребята, а что такое иллюстрация? (Выслушиваются все ответы детей)
Иллюстрация - это изображение, предназначенное для книги. Иллюстрация выполняется в тонких линиях.
Выбор сюжета.
Давайте вспомним текст сказки (Дети пересказывают краткое содержание сказки, при необходимости зачитывают отрывки из текста по выбору учителя, в которых речь идет о гусях)
":Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге:"
":Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут:"
":Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.
- Речка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали:"
":Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава - что они пошаливали, маленьких детей уносили:"
Затем предлагается самостоятельно выбрать из сказки сюжет для иллюстрирования и словесно его нарисовать (опрос 2-3 человека.)
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложим назад.
Практическая часть.
(Все этапы ученики делают следом за учителем. Учитель выполняет построение птицы на доске.)
1 этап.
Работа над иллюстрацией начинается с выполнения композиционного эскиза.
Кладем перед собой лист бумаги. Выполним сначала карандашный набросок.
Набросок выполняется по уже знакомым средствам художественной выразительности: высокий низкий горизонт, выделение главного в рисунке, выделение композиционного центра и др.
Если дети выбрали сюжет, в котором присутствует человек, то они пользуются карточками с последовательным изображением человека.
Кроме этого, дети пользуются рисунками гуся, выполненными на предыдущем уроке.
Ученики самостоятельно работают над эскизом. В это время учитель ходит по классу и, если у детей возникают вопросы и просят помочь, педагог отвечает на вопросы и при необходимости помогает. А также проводит анализ характерных ошибок в эскизах ребят и наиболее удачных решений.
Молодцы, ребята!
Если выполнено все верно, учитель переходит к выполнению следующего этапа.
2 этап.
Работа над иллюстрацией в цвете.
Теперь мы ребята приступаем к выполнению задания в цвете.
Учитель обращает внимание на роль цвета для передачи характера героев сказки, их настроения.
Ученики работают над рисунком самостоятельно. В это время учитель ходит по классу и, если у детей возникают вопросы и просят помочь, педагог отвечает на вопросы и при необходимости помогает.
Подведение итогов, выставление оценок.
Какую сказку мы сегодня иллюстрировали? (Русскую народную сказку Гуси-Лебеди")
Что такое иллюстрация? (Иллюстрация - это изображение, предназначенное для книги.)
Всем ли удалось справиться с заданием? (Ответы детей)
Ученики высказывают свои мнения и впечатления от урока и новой информации.
Выставка работ учащихся.
Заключительное слово учителя. Учитель отмечает более удачные работы, обсуждаются недочёты.
Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.
Выставление оценок.
Организационный момент.
Уборка рабочего места после урока.
Ребята, не забудьте убрать после работы свое место. Оставьте его чистым.
Литература.
- Кузина В.С. Программа "Изобразительное искусство", М.: "Агар", 2000г.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе". М,: "Агар", 2009г.