В современной школьной практике наиболее предпочитаемыми идеями, используемыми при организации образовательного процесса, являются идеи педагогики сотрудничества, которые заключаются в установлении партнерских отношений учителя с учениками и учеников друг с другом. В процессе сотрудничества появляется возможность для реализации таких идей, как: учение без принуждения, идея свободного выбора, самоанализа, создания благоприятного интеллектуального фона учебной группы, идея личностного подхода, взаимообучения, идея продвижения в индивидуальном темпе, идея самоконтроля и взаимоконтроля. Для реализации идей педагогики сотрудничества используются возможности работы в разновозрастных группах. В предыдущие годы мною для разновозрастных групп учеников проводились внеклассные мероприятия по предмету: праздники, конкурсы, игры. Такая работа всегда проходит интересно, дает положительные результаты в личностном росте участников и в формировании предметных и меж предметных умений и навыков. Со временем пришло желание опробовать технологию разновозрастных уроков. В моем эксперименте ученики 7- ого класса выступали в роли учителей для учащихся 3-его класса.
Цель - рефлексия и обобщение известных учащимся частей слова, определение способа действия при разборе слова по составу.
Задачи - определение уровня осознания младшими детьми способа действия при решении конкретной задачи; осуществление совместного поиска рационального способа решения проблемной ситуации; совершенствование навыков разновозрастного сотрудничества; развитие коммуникативной культуры
Серия занятий с учащимися 7 класса.
Мотивационный момент.
Сегодня я опять хочу предложить вам поработать в роли учителей. В этот раз вы будете не просто помощниками детям в освоении нового материала (хотя и это тоже), но и попробуете на себе самую сложную функцию учителя - оценивание знаний ученика. Вы уже пробовали работать в роли учителя и знаете: чтобы урок прошел успешно, нужно тщательно подготовиться. Что делает учитель, что делали вы, когда готовились к уроку?
Постановка практической задачи.
Тема нашего урока - "Состав слова". Весь урок надо разбить на две части: обобщение и контроль знаний о частях слова (фронтально-индивидуально) и выведение алгоритма разбора слова по составу (индивидуально)
Владение полнотой понятия: Какие части слова вы знаете? Дайте их определения. Как выполняется разбор слов по составу? Почему именно в таком порядке? Словесное описание способа действия.
Планирование предстоящей работы (первой части урока).
Как провести оценивание знаний учеников, чтобы им не было скучно или страшно? Как не создать ситуации соперничества и никого не обидеть?
- планирование игрового экзамена
- подбор заданий и выбор игровых моментов
- планирование действий контроля и оценки за ответами учеников
- распределение ролей
- прогнозирование возможных трудностей
- прогнозирование возможных ошибок
Планирование предстоящей работы (второй части урока):
Вы уже пробовали сотрудничество с ребёнком и помощь ему в "открытии" нового материала. Вспомните, в чем были основные трудности.
- прогнозирование возможных трудностей
- прогнозирование возможных ошибок
Как помочь ребёнку "открыть" необходимость выполнения разбора слова по составу в установленном порядке?
- продумывание серии вопросов
- действия контроля и оценки за ответами ученика
- продумывание серии заданий для первичного закрепления материала
Выработка правил сотрудничества:
- проговаривание (репетиции) всех этапов урока с прогнозированием всевозможных ответов и вариантов действий младших учащихся
- репетиции действий контроля и оценки за ответами учеников в различных видах работ (фронтальной, парной, индивидуальной)
- проверка умения вести диалог с позиции учителя
Выводы:
а) Даже в случае правильного ответа нужно просить ребенка объяснить, как он рассуждал.
б) Если третьеклассник ошибается, корректно помочь ему самостоятельно прийти к правильному ответу.
Урок в 3 классе.
Ход урока
Учитель: Сегодня у нас урок-зачет. А что такое зачет? Что вы должны показать на сегодняшнем уроке? Вашими экзаменаторами и помощниками станут уже давно вам знакомые старшеклассники. А чтобы узнать тему нашего зачета, я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Откройте ваши зачетные книжки (учащиеся изготовили их на уроке труда заранее). Вы будете выполнять в них все задания сегодняшнего урока и оценивать свои знания. В конце урока мы подведем итоги, и каждый получит отметку. Итак, поставьте на первой страничке цифру 1. В столбик коротко (можете сокращенно, можете с помощью условных обозначений) записываем ответы:
1. Самая главная часть слова.
2. Изменяемая часть слова.
3. Приставка - это отдельное слово?
4. Кроме приставки какая еще часть слова служит для образования новых слов?
5. Какая часть слова служит для связи слов в предложении?
Общая проверка. Наши экзаменаторы помогут вам поставить отметку (7 класс объясняет критерии оценивания, третьеклассники выставляют себе отметку). Догадались, какая тема у нашего урока-зачета. Но чтобы зачет не был скучным, поиграем в игру " Угадай, кто я ", а вам задание: на последней страничке зачетной книжки напишите по порядку в столбик значками, какие части слова будут приходить к вам в гости. Сколько цифр можно поставить уже сейчас? Почему?
Окончание (здесь и далее части слов - учащиеся 7-ого класса):
Меня в окошко обозначат
Для связи слова я служу
И изменяясь в предложении
Его я смысл подскажу
Кто я? Запишите под цифрой 1, каким значком вы меня обозначаете.
Как же можно найти меня в слове? Что для этого нужно сделать?
Поиграем в мячик. Кому кину - тот и называет окончание в загаданном слове: малина, окно, стол, словом, с Машей, зеленый, у Васи, домик, перед партой, лесок.
А теперь в своей зачетной книжке запишите по три формы слова 1 вариант - к слову лес, 2 вариант - к слову дом.
Поменяйтесь зачетками с соседом (взаимопроверка), выставление отметки под контролем старшеклассников).
Основа:
Без окончанья я часть слова,
А называюсь я:.
Запишите под цифрой 2 значок для моего обозначения.
Свое задание я дам вам немного позже, а сейчас встречайте третьего гостя и не забудьте записать его значок под цифрой 3.
Корень:
Я в слове самый главный
И без меня совсем
Не будет смысла слову
Я очень нужен всем!
Мое задание такое. Возьмите на столе карточки и соедините стрелками однокоренные слова.
А какие слова называют однокоренными?
1 вариант:
- море морщина моряк морской
- сморщился морячок уморил
- морщит
2 вариант:
- слеза слизал слезливый слезал
- лижет подлиза слёзка слёзный
Обменяйтесь карточками с соседом. Проверьте друг друга. Какое слово оказалось лишним у первого варианта, у второго. Поставьте друг другу отметки. Если есть сомнения или вопросы, обратитесь за помощью к старшекласснику.
Приставка:
Мальчик шел.
Я прибежала, сразу смысл поменяла:
Он пришел, потом зашел, перешел
И вдруг ушел.
Кто я, вы меня узнали? Что такое приставка? Поставьте значок для обозначения приставки рядом с цифрой 4.
От чего нужно отличать приставки? Какое правило правописания приставок и предлогов вы знаете?
Запишите верно: слитно приставки, раздельно предлоги. Но будьте очень внимательны!
(До)брое слово (до)сердца (до)йдёт.
(По)одёжке встречают (по)уму (про)вожают.
Прочитайте. Что это такое? Значение пословиц объясните вашим учителям.
7 класс: Объясни, как ты понимаешь пословицы. Выдели приставки в словах, между предлогом и словом графически покажи расстояние.
Суффикс:
Я волшебник хоть куда
После корня ставь меня
Дом в домище превращу
Гриб в грибок оборочу.
Что такое суффикс? Зачем он нужен?
Придумайте новые слова от данных, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. А какие суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением вы знаете?
Показ слов на карточках - фронтальная работа. Последние два слова - в зачётку. Старшеклассники проверяют, оценивают.
Основа:
А теперь моя загадка:
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет - расцветает.
(подснежник)
Запишем это слово в зачетную книжку.
А теперь разберите это слово по составу, выделив все части слова.
Только это надо сделать в определенном порядке.
Умеете?
Не волнуйтесь, сейчас мы поможем вам научиться разбору слова по составу.
Индивидуальная работа (с каждым третьеклассником сидит рядом помощник - ученик 7-ого класса.)
Семиклассник:
Посмотри в конец своей зачетной книжки.
В какой последовательности ты записал части слова?
Это и есть последовательность разбора слова по составу.
Как же правильно выделить окончание? основу? корень? приставку? суффикс?
Почему перед тем, как выделить основу, надо выделить окончание?
(основа - часть слова без окончания)
Что нужно знать, чтобы выделить правильно приставку и суффикс? Почему?
(корень, т.к. приставка - перед корнем, суффикс - после корня)
Можно ли не соблюдать этот порядок разбора? Как легче выделить все части слова? Почему?
(если в слове правильно выделишь окончание - не будет проблем с выделением основы; если верно найдешь корень - без труда выделишь приставку и суффикс)
Давай потренируемся, пользуясь памяткой:
Разбор слова по составу.
Выделю окончание (для этого изменяю слово)
Выделю основу (всё слово без окончания)
Выделю корень (для этого подбираю однокоренные слова)
Выделю приставку (часть слова перед корнем)
Выделю суффикс (часть слова после корня)
А затем выполним задание основы. Приложение 1. 1 вариант - всем, 2 вариант - кому будет сложно, 3 вариант - тому, кто быстро справится.
Учитель:
Считаем средний балл в зачетных книжках. Кто согласен со своей отметкой, кто считает, что тема им усвоена и зачет сдан - отметки в дневники вам поставят ваши помощники-старшеклассники.
Итоговая рефлексия. Приложение 2.