Программное содержание:
- учить решать математическую задачу;
- записывать решение с помощью знаков, цифр;
- познакомить со знаком минус, с цифрой ноль, учить писать цифру ноль,
- закрепить с детьми знания об осенних месяцах,
- воспитывать желание помочь другу.
Предварительная работа:
Беседы на тему: "Времена года", рассматривание иллюстраций, фотографий по заданной теме, чтение детских книг математического содержания., заучивание считалок, стихов с цифрами и знаками, дидактические игры на развитие мышления, памяти, логики.
Методические приемы: игровой, показ, пояснение, беседа по вопросам, рассматривание схем, алгоритмов, художественное слово, музыкальное сопровождение, психологическая разгрузка, развивающие игры, поощрение.
Развивающая среда: магнитная доска, осенние листочки, дерево для украшения геометрическими фигурами; цифры, математические знаки.
На каждого ребенка: рабочая тетрадь, альбомный лист, карандаши для рисования деревьев, простой карандаш для прописывания цифры, конверты с цифрами и знаками, счётные палочки.
Ход занятия
- Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка . Почему ты плачешь, Незнайка?
- Оказывается, у них в стране "Почемучии" произошёл переполох, там всё перепуталось - месяцы, цифры, геометрические фигуры. Давайте поможем Незнайке поставить всё на свои места.
- Дети, как вы думаете, для какого времени года одет Незнайка? (лето)
- А какое сейчас время года? (осень)
- Какая должна быть осенняя одежда? (ответы детей)
- Незнайка, а ты слушай и запоминай.
- Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А какие они по счёту? (первый, второй, третий)
- Посмотрите, у Незнайки в руке конверт, интересно, что же там лежит?
(достаю по очереди все знаки, обращаю внимание на то, что в конверте лежат математические знаки), дети по очереди называют знак.
А вот это новый знак, знак минус, он, как и все остальные помогает решать математические задачи и примеры. Если в задаче кто-то уходит, улетает, уезжает, то пишется знак (-).
Минус тоже добрый знак,
Ведь не со зла он отнимает,
А роль свою лишь выполняет.
(повесить на магнитной доске дерево, обратить внимание детей на доску)
Посмотрите, на дереве было 4 листика, и все листики опали, сколько листиков осталось на дереве? (Ни одного).
Теперь мы с вами попробуем решить задачу, на ветке сидели 4 птички, затем 4 птички улетели, сколько осталось на ветке птичек? (Ни одной).
А вот Незнайка говорит, что у них в стране "Почемучии" ничего обозначается (0), например, было 4 птички, и улетели 4, ни кого не осталось, т.е. 0.
Выкладываю на доске 4-4=0.
- А теперь давайте выложим этот пример из палочек.
-У всех получилось? Молодцы!
- Ребята цифру ноль вы все встречали, на что он похож? (ответы детей)
-Посмотрите, как пишется цифра ноль: ведём линию сверху вниз, и закругляем её.
- Давайте напишем цифру ноль пальчиком в воздухе.
- А теперь, я вам предлагаю игру:
- На доске рассыпалось очень много цифр, давайте мы выберем ту цифру, с которой мы познакомились, цифру ноль. (Вызвать к доске двоих человек.)
- А теперь возьмите карандаши, и сделайте это задание в тетрадях.
- Обводить у вас хорошо получается, а теперь попробуйте самостоятельно прописать цифру ноль.
Физминутка:
Один - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть на коврик прискакать.
Ребята, посмотрите, у нас на коврике есть
необычное дерево, наверное, оно попало к нам из
страны "Почемучии", а необычное оно тем, что
вместо листочков у него висят геометрические
фигуры, (дать сравнение фигур)
А теперь давайте вместе украсим геометрическое дерево, девочки будут брать красные геометрические фигуры, а мальчики - синие, а Незнайка посмотрит, как вы это делаете.
Молодцы ребята, красивое дерево получилось, чем мы его украшали? (геометрическими фигурами разного цвета)
- Теперь садитесь, пожалуйста, на свои места, я вам предлагаю нарисовать деревья, которые растут у нас. Если крона деревьев зелёного цвета, какое это дерево? (летнее), если жёлтая? (осеннее), если листиков вообще нет? (Зимнее).
- Берите карандаши и приступайте к работе.
- Ребята, Незнайка говорит, что очень рад, что побывал у нас в гостях, ему очень понравилось, как вы занимаетесь.
- Давайте свои рисунки, мы подарим Незнайке, пусть он в своей стране "Почемучии" организует выставку юных художников.
Подведение итога.
Ещё раз скажите, с какой цифрой мы сегодня познакомились? (0)
С каким математическим знаком? (минус)
Вы вспомнили осенние месяцы, повторите их: (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал).
- А теперь я вас приглашаю в математическое кафе, где все угощения будут напоминать геометрические фигуры.
- Давайте пригласим Незнайку в наше кафе, и попросим приходить к нам всегда, когда понадобится наша помощь.