С каждым годом, с каждым днем обостряется проблема охраны природы. Равнодушие и эгоизм человека не имеет ни границ, ни логики, ни оправдания. Человек, как будто забыл, что является только частью природы, самой разумной и одухотворенной и, как оказалось, самой жестокой и циничной. Поэтому одной из необходимых направлений воспитания ребенка является экологическое воспитание: воспитание чувств, мыслей, воспитание души будущего гражданина.
Самое эффективное решение данной проблемы приходит через чувственное, эмоциональное воспитание, через яркие образы художественных произведений: сказок и притчей, басен и рассказов там, где сама Природа выступает непосредственным воспитателем добра, сопереживания, вежливости, самоотверженной любви, справедливости и чести. Во многих сказках Природа помогает человеку: в одной – “ 12 месяцев” – в зимнюю стужу цветами да ягодами угощают, в другой – от Бабы Яги спасает (“Гуси – Лебеди”), в третьих справедливо наказывает и помогает выработке определенных черт личности и характера, воспитывает умение находить выход из любых ситуаций, формирует уверенность в собственные силы. Оживляя, одухотворяя Природу, сказка гармонизирует детское сознание. Но процесс этот не простой. Целый период жизни человек не отделяет себя от природы, чувствуя себя ее частью. Подрастая, он утрачивает способность оживлять, одухотворять Природу. Создавая свой особый волшебный мир, сказка стремится напитать, поддержать эту способность, не дать ей иссякнуть.
Мотивация – важный этап осмысления сказки, и, ребенок, вовлеченный в происходящее, становясь одним из персонажей, эмоционально переживает и проигрывает эпизоды. В непосредственно практической деятельности, через драматизации и театральные постановки, рисование сюжетов ребенок как бы берет на себя различные роли, примеряет, меняет, повторяя раз за разом поведение героев, учится видеть результаты поступков и поведения, осмысливает и осознает происходящее. Только так, повторяя и упражняясь, наблюдая и изменяя – ребенок сам, без поучений извне, вырабатывает определенную линию поведения. На фоне эмпатии воспитывается действенное отношение к происходящему, ребенок становится активным преобразователем и защитником; человеком, уверенном в свои силы, способном защитить, помочь, понять. Научается видеть перспективу как своих, так и чужих поступков. Человек с активной жизненной позицией, умеющий постоять за себя и за Матушку-Природу так необходим современному обществу. Когда в человеке угасает душа, он становится бездушным. Драматизация сказок о природе, умение поставить себя на место героя, прожить и прочувствовать его переживания, возможно лишь в детстве. Со временем изменяется отношение к жизни, постепенно умирает способность любить. Человек, лишившийся этой способности, становится жестоким. Размышляя над судьбами героев, дети могут пытаться изменить происходящее и направить его в позитивное русло. Постепенно, через драматизации или увлекательные сюжетные игры, дети глубже познают смысл художественного произведения, осмысливают заключенное в образах обобщение. В сказке Шелла Сильверстайна “Щедрое дерево” противопоставлены разные эпохи человеческой жизни, и жизнь Яблони, олицетворяющей щедрую, но беззащитную природу. Яблоня не поучает и не наказывает. Она просто любит. Отдавая все, что у нее есть – она счастлива. Истинная любовь – бескорыстна. И каждый из нас может стать таким мальчиком, если способен только брать, ничего не давая взамен. А может быть, уже становится? Есть о чем задуматься. Многие родители, познакомившись со сказкой из уст ребенка, приходили в детский сад и просили ее текст – так потрясены были сюжетом . – “У нас плакал даже папа, где вы берете такие сказки?”,- “Я представила себя на месте этой яблони, ведь мой старший ребенок так похож на этого мальчика, да и я не многим лучше, ведь за повседневными заботами совсем забыла о своей маме”…. Сказка вызвала такой интерес к воспитанию нравственных черт личности своих детей, что родители долго обсуждали свои промахи и сетовали на то, что просто не обращают внимания на воспитание любви и заботы об окружающих ребенка людях. – “А ведь это наша будущая старость”. Таковы были выводы родителей. Горько, если выводы сделаны поздно. Но, к счастью для нас, мы познакомились с еще одной сказкой, которая воспитывает не только детей, но и нас, родителей. Спасибо сказке – как ярко всплыли результаты поверхностного воспитания, как она поучительна и сильна, какое неизгладимо сильное произвела впечатление, как пронзительно защемило сердце от упущенного времени. Прочтите эту сказку для себя, может быть она поможет и вам осознать важность проблем экологии самого человека.